Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Исследования проведены компанией "Константа", совместно с отраслевым комьюнити Digital4food.
Когда 8 лет назад мы начинали первые внедрения MES-систем, сам термин MES был еще не особо на слуху у рынка. Многие даже не знали, что это такое, хотя потребности у бизнеса были уже тогда. На сегодняшний день ситуация иная – что такое MES в теории, знают практически все (хотя эти знания и отличаются у разных людей). Нам же интересно было узнать, далеко ли тема продвинулась в практической плоскости.
Совместно с отраслевым комьюнити Digital4food мы провели опрос среди производителей продуктов питания и сегодня поделимся с вами результатами, а также расскажем:
- Представители каких подразделений чаще всего инициируют внедрение MES?
- Что толкает предприятия на внедрение MES?
- Какие ожидания возлагают на MES те, кто еще не завершил проект? И каковы результаты реальных внедрений?
- Сами или с подрядчиком – какой формат внедрения популярнее? (Спойлер: те, кто внедрили, внедряют сейчас и только планируют внедрение, во мнениях разошлись)
СТАТУС ВНЕДРЕННОСТИ MES НА ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
20% опрошенных ответили, что MES у них внедрена. 16%, что находятся в процессе внедрения. Почти 30% видят в наличии MES ценность для предприятия и задумываются о внедрении.
35% рынка не планирует внедрения MES.
Фактически внедрила или внедряет MES только треть предприятий. При этом учитывая, насколько по-разному люди понимают, что такое MES, можно уверенно говорить, что реальная цифра еще ниже. Отсюда можно сделать вывод, что производителям продуктов питания предстоит большая работа. А учитывая постоянно растущую вариативность производственных процессов, для пищевого предприятия важна не только детальность учета, но и управление качеством (или даже управление безопасностью производства), и планирование производственных операций. Поэтому наличие MES – это скорее не прихоть, а базовая потребность.
Многие из тех 35%, которые не планируют внедрение MES, считают, что те же функции они смогут реализовать в ERP-системе.
Данная статистика демонстрирует, насколько по-разному люди воспринимают MES. Хочется напомнить, что ERP и MES – это разные классы систем, ориентированные на разные классы задач. Рынок уже хорошо продвинулся в понимании этого, и мы ожидаем, что тренд сохранится.
КОМУ ВСЕ ЭТО БЫЛО НУЖНО?
У тех, кто находится в процессе внедрения сейчас, наиболее часто инициаторами были:
- Генеральный/исполнительный директор – 60%
- Производство – 26,7%
У тех, кто уже внедрил:
- Генеральный/исполнительный директор – 38%
- Производство – 31%
MES по своей задумке – это система для производства. Правильно, когда внедрение любой ИТ-системы инициируется непосредственно потребителем ее возможностей. В случае с MES – производством. Но как показывают цифры, чаще инициатива внедрения MES исходила и исходит от высшего руководства компании. С одной стороны это приводит к сложностям на этапе внедрения, с другой – к ограниченности реализуемого функционала MES задачами экономического контроля.
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ВНЕДРЕНИЮ MES
У тех, кто сейчас внедряет:
- Проблемы с прохождением аудитов
- Проблемы с качеством
- Низкая достоверность учета
У тех, кто уже внедрил:
- Проблемы с качеством
- Срывы отгрузок
- Проблемы с прохождением аудитов
- Низкая достоверность учета
Внешние факторы, как всегда, оказываются более влиятельными, чем внутренние, (что совпадает с моими наблюдениями в реальной жизни). Отсутствие прослеживаемости и невозможность пройти аудит сетей или Россельхознадзора является самым мотивирующим фактором.
Интересно, что вторым по популярности драйвером является запрос на управление качеством продукции. В последнее время мы замечаем тренд на повышение внимания пищевых предприятий к качеству, в том числе через применение MES в производственных процессах предприятий.
А вот достоверность учета, хоть и попала в шорт лист драйверов, но не оказалась на первом месте. Это, вероятно, говорит о смене представлений о MES-системе – ранее 8 из 10 компаний начинали проекты внедрения MES именно с целью повышения достоверности учета и контроля потерь.
САМИ ИЛИ С ПОДРЯДЧИКОМ?
83% тех, кто еще только задумывается о внедрении, планируют реализацию проекта с помощью подрядчика. При этом каждый первый ключевым критерием выбора партнера по автоматизации выделил отраслевую специализацию партнера. Порядка половины также отмечали важность наличия кейсов и ценовой фактор.
79% тех, кто находится в процессе внедрения, делают также реализуют проект силами подрядчика.
Однако, среди тех, кто уже внедрил MES, 53% делали это сами, а 47% воспользовались сторонней помощью.
За последние годы количество предложений в рынке по внедрению MES выросло. Раньше компании вынуждено занимались развитием MES-систем самостоятельно, так как не находили помощи вовне. Сейчас, с одной стороны, проще найти подрядчика, с другой – общее количество и вариативность специфики ИТ-задач на предприятиях сильно выросли, и нехватка своих ИТ-специалистов подталкивает идти в рынок для их решения.
Исследования проведены компанией "Константа", совместно с отраслевым комьюнити Digital4food.

О ключевых достижениях и точках роста сети гипермаркетов «O’Kей».