Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Вы решили открыть аптеку с нуля либо по франшизе крупной аптечной сети. Как понять, в какой части города она будет востребована? Может быть, ваш район уже перенасыщен аптеками и стоит поискать локацию в соседнем? Возможно, есть дефицит аптек в районе с дешевой арендой? Рассказываем, как правильно подобрать локацию для открытия собственной аптеки и как использовать для этого big data.
Удачная локация для аптеки — половина успеха. Две точки одной успешной сети могут иметь совершенно разные показатели по выручке, если одна — в удачном месте с высокой проходимостью, а другая — наоборот. Рассказываем, какое расположение подойдет для открытия аптеки.
Как правильно выбрать локацию
Трафик
Определяющий параметр для открытия аптеки – это начинать анализ всех возможных вариантов. Вам необходимо понимать, сколько ваших потенциальных клиентов находится в радиусе досягаемости и сколько из них проходят мимо объекта в течение дня. Стоит проанализировать трафик в разное время суток: посетить объект, который вы присматриваете для аренды утром, днем и вечером, и посчитать, сколько людей проходит мимо.
Высокий трафик, как правило, обеспечивают станции метро, вокзалы, остановки общественного транспорта, торговые центры, театры, высшие учебные заведения.
Район
При оценке локации под собственную аптеку учитывайте число жителей в данном районе и их покупательную способность. Важно оценивать количество жителей в соответствии с планируемым форматом вашей аптеки и типом товарной выкладки (открытая или зактытая). За лекарствами люди не будут ходить далеко, поэтому надо ориентироваться на жителей в радиусе одного километра, а то и 500 метров. Подсчитайте примерное количество жилых домов и квартир и оцените потенциальное количество клиентов вашей аптеки.
Конкуренция
Обязательно изучите аптечных конкурентов, чтобы понимать свои перспективы. Если в районе 10 аптек, и все они заполнены людьми, то, вероятнее всего, аудитории хватит и на вас. Можно выяснить, что лучше всего покупают в тех или иных аптеках (но придется проявить смекалку для получения такой информации).
Инфраструктура
При оценке района важно оценивать не только его текущее состояние, но и перспективы развития. Сегодня он может выглядеть непривлекательным, но через полгода-год там может открыться новая станция метро, торговый центр, могут появиться новые жилые комплексы. Это увеличит трафик и прибавит вам потенциальных клиентов. План развития можно изучить на официальных государственных сайтах, например, в Москве действует программа «Мой район», где можно найти информацию обо всех новых объектах.
Риски и решения
Открытие аптеки самостоятельно – дело рискованное, так как одна из основных причин — неправильно выбранная локация. Большинству новичков, кто планирует самостоятельно открыть аптеку сложно выбрать место, где можно делать 100-200 чеков в день и при этом оставаться в плюсе. Поскольку конкуренция среди аптек высокая, клиенту есть из чего выбрать: он может не зайти к вам только потому, что на вашей улице нет места для парковки, и купить необходимые лекарства на соседней улице, где оно есть.
Если ваша аптека нацелена на продажу лекарств и товаров первой необходимости, следует искать небольшие локации внутри микрорайонов, в том числе в жилых домах на первом этаже. Следует учесть конкуренцию с действующими аптеками и аптечными сетями, которые смогут просто выдавить ваш бизнес. В такой ситуации вам поможет вариант открытия аптеки по франшизе. А если позволяют средства, следует открывать аптеку больше, качественнее, чище и с лучшей ценовой политикой, чтобы перетянуть аудиторию на свою сторону.
Важно уделить внимание фасадной части будущей аптеки, яркой рекламной вывеске и наличию возможности разместить аптечный крест. На первых этажах новых жилых комплексов обычно предусмотрены помещения с витринами для коммерческой деятельности. В одном жилом комплексе могут находиться две или даже три аптеки и, как правило, аудитории хватает на всех.
Если говорить про стрит-ретейл, аптеки у метро или на первой линии сейчас не очень востребованы. Высокая аренда делает их нерентабельными, поэтому очень проходные локации рассматривать не стоит.
Стоит разместить информацию с телефоном на «Яндекс.Картах», «Google Картах», 2ГИС, и клиенты сами подтянутся. Также хорошо работает сарафанное радио, если в вашей аптеке хороший ассортимент, низкие цены и вежливые фармацевты.
Кто поможет выбрать локацию
Существуют геоаналитические сервисы, которые позволяют оценивать потенциал локации онлайн. В онлайн-банке для корпоративных клиентов СберБизнес реализованы отраслевые решения для аптек, которые позволяют проанализировать конкурентную среду и подобрать подходящее место для будущей аптеки. Например, такая опция реализована в решении для розничной торговли, где можно посмотреть проходимость выбранной точки, увидеть информацию по конкурентам, работающим поблизости, и оценить покупательную способность жителей выбранного района.
После выбора локации сервис предложит список конкретных помещений с подробными характеристиками. Также он позволяет провести оценку выбранной недвижимости — для клиента формируется подробный отчет, где в том числе представлена примерная выручка в этой локации.
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.