Декоративное изображение
258

Поделиться

Автор статьи: Роман Леонтьев, руководитель направления ERP4FOOD

Из открытых источников известно, что на сегодняшний день в России насчитывается порядка 3500 предприятий FMCG. По нашим наблюдениям условно поделим их на два сегмента:

  • Топ-500

У этой категории предприятий гигиенический уровень автоматизации уже закрыт, (иначе с обработкой таких массивов данных не справиться), и они двигаются в сторону развития своих ИТ-систем.

  • Остальные 3000

Эти предприятия тоже идут в сторону автоматизации. Медленно, болезненно, затратно, но идут*. Как минимум, многие требования внешних контролеров без нее невозможны. И даже при этом все еще есть довольно многокомпаний, которые ведут весь оперативный учет в бумажных журналах или в Excel, (что делает его вовсе не оперативным).

*В этом сегменте разбег уровней автоматизации огромен, да и грань с Топ-500 тоже весьма условна. В статье мы будем говорить про наиболее распространенные ситуации, с которыми сталкиваемся в своей практике.

Говорить о том, что автоматизация несет пользу бизнесу и как она это делает – не цель этой статьи. Цель – разобраться, как сделать автоматизацию доступной большинству предприятий, а не только мастодонтам отрасли.

Для этого ответим на три вопроса:

  1. Почему у малых и средних предприятий автоматизация проходит так тяжело?
  2. В каких случаях «дорого и долго» – это единственный вариант?
  3. Как делать проекты быстрее и выгоднее? (Выделим три ключевых фактора).

Начнем с первого.

Почему у малых и средних предприятий автоматизация проходит так тяжело?

Чтобы разобраться, нужно понять, чем предприятия малого и среднего сегментов отличаются от предприятий из Топ-500 – у них же с автоматизацией все в порядке. Мы выделили 4 особенности:

  • Нет ИТ отдела с профессиональным менеджментом

Одно дело, когда на предприятии есть профессиональный ИТ менеджер, который знает, как делать такие проекты. И совсем другое, когда его нет. В сегменте за рамками Топ-500 ИТ отдел зачастую просто поддерживает работоспособность системы, но не занимается ее модернизацией в силу отсутствия необходимых компетенций.

  • Нет успешного опыта реализации ИТ-проектов

Это когда понимание, что делать надо – есть, и попытки предпринимаются, а вот успешностью начинаний проблемы. Под успешно завершенным мы понимаем проект, когда на выходе мы пришли именно к тому, к чему хотели прийти. Когда мы хотели сделать одно, получили совершенно другое, но как-то это теперь используем – это не успех.

  • Недостаточно компетенций у руководителей по внедрению ИТ проектов

Здесь речь идет про функциональных заказчиков. Если, например, мы автоматизируем учет на производстве, должен быть начальник производства, который и административно, и организационно будет лидировать проект от старта до финиша. Но на практике такое встречается не часто.

  • Нет 20-30 млн., чтобы все эти пробелы закрыть деньгами

Если все три первых риска сработали, но у предприятия есть деньги, проблема решаема - недостающие ресурсы и компетенции можно купить. Но денег почти всегда нет. А проекты делать надо. И получается замкнутый круг, с которым мы сталкиваемся почти каждый день.

Получается, что ключевая проблема – это, как обычно деньги. И что теперь, малому и среднему бизнесу не автоматизироваться совсем? Или все-таки можно делать проекты автоматизации учета кратно дешевле? (Именно КРАТНО, потому что сокращение стоимости на пару-тройку миллионов в данном случае вообще погоды не сделают).

Ответ: можно. Но не всем. Даже далеко не всем.

В каких случаях «дорого и долго» – это единственный вариант?

  • Задачу невозможно локализовать

Если мы говорим об изменениях, которые касаются всего предприятия, будьте готовы потратить много месяцев и миллионов. По-другому не получится. Например, если это смена старой УПП на новую ERP (перенос ВСЕГО, что было нажито непосильным трудом, на новую платформу). Если задачу можно локализовать, то можно говорить о кратном уменьшении стоимости проекта.

  • Предприятие не готово меняться/перестраивать процессы

В рамках каждого первого проекта мы сталкиваемся с тем, что есть устоявшиеся процессы, которые предприятие или готово менять, или нет. Крупные предприятия чаще всего не готовы и выбирают путь доработок существующего ПО под себя. А чем больше доработок, тем больше стоимость и длительность проекта. Если и вы не считаете вариант подстройки своих процессов под готовый функционал, то история с сокращением бюджета и сроков – не про вас.

  • Решаются нестандартные для отрасли задачи

Пример: если у предприятия организован не классический высокооборачиваемый склад с продукцией с низким сроком годности, а гравитационный. Такие особенности вряд ли реализованы в типовых ПО (даже отраслевой направленности) и требуют индивидуального подхода. А это, как мы уже разобрали выше – время и деньги. Если вы не узнали себя в трех вышеперечисленных категориях, значит оптимизация затрат – это вполне реалистичный для вас сценарий. Разберем, что для этого нужно.

Как делать проекты быстрее и выгоднее?

  • Найти замотивированного на результат функционального заказчика

Когда мы говорим про оптимизацию бюджетов, мы всегда ориентируемся на конкретного человека, который организует работу внутри предприятия и протащит эти изменения. При этом такой человек не просто должен быть, а он должен быть замотивирован на результат. В противном случае движения вперед не будет. Со стороны интегратора мы предпочитаем отказываться от таких клиентов, потому что изначально не верим в успех. Нет функционального заказчика – либо готовьте деньги, либо не ждите результатов.

  • Приобрести успешный опыт внедрения на локальном проекте

Сокращать стоимость проекта можно, если выполнять часть работ по проекту самостоятельно, (как технических, так и организационных). Но это невозможно, если у вас нет собственного успешного опыта реализации проектов. Поэтому ваша первая задача – обзавестись необходимыми компетенциями внутри предприятия. Лучший способ ее решения – это взяться за маленькую задачу и решить ее (получить ощутимый, пусть и не грандиозный результат). Таким образом вы поймете, как делаются ИТ проекты, и потом сможете эту историю масштабировать, только уже кратно выгоднее, не переплачивая интегратору за то, что можете сделать сами.

  • Уменьшить технологическую сложность решения

Если мы изобретаем велосипед, речи об удешевлении идти не может. Приступая к таким проектам, ищите решение, которое уже неоднократно проверено и обкатано в «бою», а также предусматривает перспективу развития системы, (чтобы потом не городить целый парк систем). Идеально, чтобы решение для автоматизации разных областей учета на предприятии было реализовано в одной технологии. Тогда штат из нескольких ИТ-специалистов сможет справиться с ее поддержкой и избежать лишних затрат.

Оперативное управление бизнесом в одной программе

Успехов на проектах!

Если у Вас возникли вопросы, Вы всегда можете задать вопрос отраслевому интегратору ERP4FOOD

https://erp4food.ru/it-product?utm_medium=retail

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами