Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Расходы на топливо генерируют существенную часть себестоимости перевозки. Причем цены на бензин, дизель и газ постоянно растут. Оптимизация позволяет прогнозировать затраты, управлять себестоимостью и рентабельностью логистического бизнеса. Как сократить топливную статью расходов, рассказывает генеральный директор товарно-сырьевого маркетплейса АО «ОПЕН ОЙЛ МАРКЕТ» (резидент «Сколково») Сергей Терешкин.
В среднем грузовой автомобиль проезжает около 10 тыс. км в месяц и расходует около 30 л топлива на каждые 100 км. Учитывая, что затраты на топливо составляют около 30% себестоимости перевозки, для транспортной компании даже небольшое снижение расхода топлива приводит к заметному снижению расходов.
Способ 1. Регулярное ТО.
Звучит банально, но регулярные техосмотр и техобслуживание помогают снизить расход топлива. Изношенные двигатель, недокачанные шины и неисправный топливный насос увеличивают показатели расхода топлива.
Часто расход топлива растет из-за засорившегося топливного фильтра. Электронный блок управления автомобилем «открывает» больше форсунок, чтобы восстановить нормативную подачу топлива. В результате создается воздушная преграда. Она мешает доступу кислорода в камеру сгорания.
Фильтры могут выходить из строя из-за попадания грязи в баки автомобилей вместе с топливом. Это происходит не только из-за вины заводов по производству топлива. Топливо также может загрязняться во время хранения и перекачки. Водитель может заметить засорение топливного фильтра по поведению автомобиля. Сначала это будет заметно на тех режимах движения, где мгновенный расход топлива двигателем максимальный. Речь идет о движении при интенсивном разгоне.
Особое внимание стоит уделить сопротивлению воздушного фильтра. Чем выше это значение, тем меньше воздуха поступает в цилиндры, что непосредственно влияет на расход топлива. В зависимости от производителя, сопротивление воздушного фильтра может различаться в два-три раза.
Рассчитать срок ТО поможет госстандарт. Сроки и периодичность проведения технического обслуживания устанавливает ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий». На этот документ и рекомендации производителя автомобиля и нужно ориентироваться.
Так, обкатка грузовых автомобилей составляет около 1 тыс. км. Затем рекомендуется заменить моторное и трансмиссионное масло. Первое ТО проводят при пробеге от 4 тыс. км. Но можно проводить техосмотр и раньше, при пробеге от 1 тыс. до 1,5 тыс. км. Это поможет сохранить ресурс двигателя и трансмиссии. Значит, избежать финансовых затрат при последующем использовании транспортного средства.
Второе ТО предполагает замену моторного масла. Его проводят после пробега 60 тыс. км. Более длительный межсервисный интервал может привести к поломке грузовика и существенным расходам на ремонт.
Способ 2. Обучение и поощрение водителей
Стиль вождения также влияет на расход топлива. Так называемые «газ-тормоз» или «газ в пол», агрессивная манера вождения приводят к необходимости более частых заправок. Во время маневров в цилиндры поступают большие порции топлива, которые не расходуются нерационально. И наоборот, эффективный стиль вождения экономит до четверти от расхода топлива. Практика показывает, снижение скорости с 90 км/ч до 80–85 км/ч может помочь сэкономить до 20% топлива.
Экономичное вождение подразумевает плавное ускорение и торможение, поддержание стабильной или «крейсерской» скорости. Плюс исключаются простои с работающим двигателем.
Обучение водителей эффективным практикам вождения, хотя и потребует дополнительных вложений, но быстро окупится. Для мотивации водителей к экономичному вождению можно ввести меры поощрения тех, кто экономит топливо. А для сокращения работы двигателя вхолостую существуют системы автоматического выключения двигателя.
Способ 3. Оптимизация логистики
Эффективное планирование маршрутов помогает минимизировать пробег автомобилей и время простоя. Но это непросто: чтобы разработать оптимальный маршрут с учетом всех параметров для внутригородской доставки, нужно перебрать до 1 млн вариантов. Вряд ли с этим на 100% справится даже очень опытный логист и даже при помощи сервисов, автоматизирующих часть рутинной работы. Например, расчет весогабаритных характеристик.
Must-have современной транспортной компании – алгоритмы маршрутизации. Они способны построить маршруты с учетом временных окон, пробок, особенностей грузов и транспорта.
Приобретения и доработка ПО под задачи конкретной компании потребует финансовых и временных затрат. Но уже в ближайшие месяцы появится экономия на топливе. Как вариант, можно воспользоваться сервисом бесплатной оптимизации маршрутов на Яндекс Картах. Это быстрее и эффективнее, чем считать вручную.
Способ 4. Внедрение систем управления расходом топлива
Существуют системы, работающие на различных принципах: механические, электронные или комплексные. Первые используют различные клапаны и регуляторы, регулирующие расход топлива. Электронные системы используют датчики и контроллеры управления двигателем, контроля за уровнем и расходом топлива. Комплексные системы сочетают механические и электронные компоненты.
Так, система управления двигателем позволяет экономить топливо за счет ограничения максимальной скорости автомобиля. Если скорость превышает заданный уровень (сигнал поступает с тахографа или спидометра), блок управления отправляет сигнал форсункам, которые представляют из себя электромагнитные клапаны с распылителями, на ограничение цикловой подачи топлива.
Еще один пример – система Efficient Roll (свободного колеса), которая установлена на грузовиках MAN. По сути, это функция холостого хода, которая работает через GPS и активируется в зависимости от рельефа дороги. При включенной системе на спусках, даже небольших, на грузовике включается нейтральная передача. ТС двигается накатом, в это время горючее не расходуется. В результате даже за одну магистральную перевозку достигается заметная экономия.
Аналогично работает система круиз-контроля с функцией прогнозирования (PCC) на грузовиках DAF. Система также использует технологию GPS, чтобы проанализировать условия, в которых двигается автомобиль. Если предстоит движение под уклон система активирует EcoRoll, изменчет настройки круиз-контроля или даже меняет алгоритм переключения передач в коробке TraXon.
Производитель заявляет, в среднем при перевозке по равнинной местности экономия топлива составляет 1,5%, а при движении в условиях гористо того или холмистого рельефа может вырасти до 4%.
Выбор системы управления расходом топлива зависит от конкретных потребностей и требований организации или транспортного средства.
Способ 5. Альтернативные виды топлива
Существует восемь видов альтернативного топлива. Это природный газ (метан), водород, пропан, электричество, этанол, метанол, биодизель, топливо серии P (смесь этанола и метила).
Не все возможно использовать на практике. Например, электрические грузовики в России пока не распространены из-за того, что не решены проблема быстрого расхода аккумулятора при низких температурах и снижения грузоподъемности из-за веса аккумулятора.
Тем не менее, переход альтернативное топливо стоит рассмотреть как один их способов снизить расходы на топливо. Самый распространенный в России вид – метан. Расходы на топливо при переходе на этот вид топлива могут снизится в 2 раза. Размер экономия различается в зависимости от региона, сезона, модели грузового автомобиля.
Для использования газомоторного топлива (ГМТ) нужно либо купить автомобиль с установленным метановым оборудованием, либо установить его в специализированном сервисном центре. Нужно учесть, что в рамках госпрограммы действует компенсация части затрат на переоборудование автомобилей для использования ГМТ. Субсидия покрывает 48% расходов.
Способ 6. Маркетплейс и топливные карты
Еще один способ сэкономить на топливе – покупать его дешевле. Например, на товарно-сырьевом маркетплейсе, который оптимизирует цепочку поставки за счет исключения нее посредников.
На маркетплейсе есть возможность мониторинга и сравнения цен разных поставщиков, все сделки проходят в цифровом формате, гарантируется качество топлива и высокая скорость расчетов. Покупая мелкооптовые, а, возможно и не очень мелкие, партии дизтоплива – в зависимости от масштабов бизнеса, можно получить экономию 5–10%.
Еще один способ покупать топливо по цене ниже заявленных на АЗС – приобретение топливных карт, по которым в зависимости от объема покупок предусмотрены скидки. Так, на заправках «Лукойл» по топливной каре можно сэкономить до 10%.
Лучше заключить договор с крупной сетью АЗС, у которой широкие география и плотность покрытия. Или с сетью, хорошо представленной в регионах, куда чаще отправляются фуры ТК. О том, каких заправочных станций больше на тех или иных трассах, знают водители.
По данным Росстата, розничные цены на бензин в прошлом году выросли на 7,23%. Рост продолжился в 2024 году: в январе цены на АЗС прибавили 0,5%, а биржевые взлетали до максимумов. В результате правительство ввело временный – на полгода – запрет на экспорт бензина. Эксперты считают, эта мера направлена не на снижение цен, а на предотвращение резкого роста цен на топливо.
Так что снижения цен ожидать не приходится, поэтому нужен план Б – расходы можно и нужно оптимизировать.
Интервью
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?