Декоративное изображение
1 735

Поделиться

Расходы на топливо генерируют существенную часть себестоимости перевозки. Причем цены на бензин, дизель и газ постоянно растут. Оптимизация позволяет прогнозировать затраты, управлять себестоимостью и рентабельностью логистического бизнеса. Как сократить топливную статью расходов, рассказывает генеральный директор товарно-сырьевого маркетплейса АО «ОПЕН ОЙЛ МАРКЕТ» (резидент «Сколково») Сергей Терешкин.

В среднем грузовой автомобиль проезжает около 10 тыс. км в месяц и расходует около 30 л топлива на каждые 100 км. Учитывая, что затраты на топливо составляют около 30% себестоимости перевозки, для транспортной компании даже небольшое снижение расхода топлива приводит к заметному снижению расходов. 

Способ 1. Регулярное ТО.

Звучит банально, но регулярные техосмотр и техобслуживание помогают снизить расход топлива. Изношенные двигатель, недокачанные шины и неисправный топливный насос увеличивают показатели расхода топлива.

Часто расход топлива растет из-за засорившегося топливного фильтра. Электронный блок управления автомобилем «открывает» больше форсунок, чтобы восстановить нормативную подачу топлива. В результате создается воздушная преграда. Она мешает доступу кислорода в камеру сгорания. 

Фильтры могут выходить из строя из-за попадания грязи в баки автомобилей вместе с топливом. Это происходит не только из-за вины заводов по производству топлива. Топливо также может загрязняться во время хранения и перекачки. Водитель может заметить засорение топливного фильтра по поведению автомобиля. Сначала это будет заметно на тех режимах движения, где мгновенный расход топлива двигателем максимальный. Речь идет о движении при интенсивном разгоне.

Особое внимание стоит уделить сопротивлению воздушного фильтра. Чем выше это значение, тем меньше воздуха поступает в цилиндры, что непосредственно влияет на расход топлива. В зависимости от производителя, сопротивление воздушного фильтра может различаться в два-три раза.

Рассчитать срок ТО поможет госстандарт. Сроки и периодичность проведения технического обслуживания устанавливает ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий». На этот документ и рекомендации производителя автомобиля и нужно ориентироваться.

Так, обкатка грузовых автомобилей составляет около 1 тыс. км. Затем рекомендуется заменить моторное и трансмиссионное масло. Первое ТО проводят при пробеге от 4 тыс. км. Но можно проводить техосмотр и раньше, при пробеге от 1 тыс. до 1,5 тыс. км. Это поможет сохранить ресурс двигателя и трансмиссии. Значит, избежать финансовых затрат при последующем использовании транспортного средства.

Второе ТО предполагает замену моторного масла. Его проводят после пробега 60 тыс. км. Более длительный межсервисный интервал может привести к поломке грузовика и существенным расходам на ремонт.

Способ 2. Обучение и поощрение водителей

Стиль вождения также влияет на расход топлива. Так называемые «газ-тормоз» или «газ в пол», агрессивная манера вождения приводят к необходимости более частых заправок. Во время маневров в цилиндры поступают большие порции топлива, которые не расходуются нерационально. И наоборот, эффективный стиль вождения экономит до четверти от расхода топлива. Практика показывает, снижение скорости с 90 км/ч до 80–85 км/ч может помочь сэкономить до 20% топлива.

Экономичное вождение подразумевает плавное ускорение и торможение, поддержание стабильной или «крейсерской» скорости. Плюс исключаются простои с работающим двигателем. 

Обучение водителей эффективным практикам вождения, хотя и потребует дополнительных вложений, но быстро окупится. Для мотивации водителей к экономичному вождению можно ввести меры поощрения тех, кто экономит топливо. А для сокращения работы двигателя вхолостую существуют системы автоматического выключения двигателя.

Способ 3. Оптимизация логистики

Эффективное планирование маршрутов помогает минимизировать пробег автомобилей и время простоя. Но это непросто: чтобы разработать оптимальный маршрут с учетом всех параметров для внутригородской доставки, нужно перебрать до 1 млн вариантов. Вряд ли с этим на 100% справится даже очень опытный логист и даже при помощи сервисов, автоматизирующих часть рутинной работы. Например, расчет весогабаритных характеристик.

Must-have современной транспортной компании – алгоритмы маршрутизации. Они способны построить маршруты с учетом временных окон, пробок, особенностей грузов и транспорта. 

Приобретения и доработка ПО под задачи конкретной компании потребует финансовых и временных затрат. Но уже в ближайшие месяцы появится экономия на топливе. Как вариант, можно воспользоваться сервисом бесплатной оптимизации маршрутов на Яндекс Картах. Это быстрее и эффективнее, чем считать вручную.

Способ 4. Внедрение систем управления расходом топлива

Существуют системы, работающие на различных принципах: механические, электронные или комплексные. Первые используют различные клапаны и регуляторы, регулирующие расход топлива. Электронные системы используют датчики и контроллеры управления двигателем, контроля за уровнем и расходом топлива. Комплексные системы сочетают механические и электронные компоненты.

Так, система управления двигателем позволяет экономить топливо за счет ограничения максимальной скорости автомобиля. Если скорость превышает заданный уровень (сигнал поступает с тахографа или спидометра), блок управления отправляет сигнал форсункам, которые представляют из себя электромагнитные клапаны с распылителями, на ограничение цикловой подачи топлива.

Еще один пример – система Efficient Roll (свободного колеса), которая установлена на грузовиках MAN. По сути, это функция холостого хода, которая работает через GPS и активируется в зависимости от рельефа дороги. При включенной системе на спусках, даже небольших, на грузовике включается нейтральная передача. ТС двигается накатом, в это время горючее не расходуется. В результате даже за одну магистральную перевозку достигается заметная экономия.

Аналогично работает система круиз-контроля с функцией прогнозирования (PCC) на грузовиках DAF. Система также использует технологию GPS, чтобы проанализировать условия, в которых двигается автомобиль. Если предстоит движение под уклон система активирует EcoRoll, изменчет настройки круиз-контроля или даже меняет алгоритм переключения передач в коробке TraXon. 

Производитель заявляет, в среднем при перевозке по равнинной местности экономия топлива составляет 1,5%, а при движении в условиях гористо того или холмистого рельефа может вырасти до 4%.

Выбор системы управления расходом топлива зависит от конкретных потребностей и требований организации или транспортного средства.

Способ 5. Альтернативные виды топлива

Существует восемь видов альтернативного топлива. Это природный газ (метан), водород, пропан, электричество, этанол, метанол, биодизель, топливо серии P (смесь этанола и метила).

Не все возможно использовать на практике. Например, электрические грузовики в России пока не распространены из-за того, что не решены проблема быстрого расхода аккумулятора при низких температурах и снижения грузоподъемности из-за веса аккумулятора.

Тем не менее, переход альтернативное топливо стоит рассмотреть как один их способов снизить расходы на топливо. Самый распространенный в России вид – метан. Расходы на топливо при переходе на этот вид топлива могут снизится в 2 раза. Размер экономия различается в зависимости от региона, сезона, модели грузового автомобиля.

Для использования газомоторного топлива (ГМТ) нужно либо купить автомобиль с установленным метановым оборудованием, либо установить его в специализированном сервисном центре. Нужно учесть, что в рамках госпрограммы действует компенсация части затрат на переоборудование автомобилей для использования ГМТ. Субсидия покрывает 48% расходов.

Способ 6. Маркетплейс и топливные карты

Еще один способ сэкономить на топливе – покупать его дешевле. Например,  на товарно-сырьевом маркетплейсе, который оптимизирует цепочку поставки за счет исключения нее посредников.

На маркетплейсе есть возможность мониторинга и сравнения цен разных поставщиков, все сделки проходят в цифровом формате, гарантируется качество топлива и высокая скорость расчетов. Покупая мелкооптовые, а, возможно и не очень мелкие, партии дизтоплива – в зависимости от масштабов бизнеса, можно получить экономию 5–10%.

Еще один способ покупать топливо по цене ниже заявленных на АЗС – приобретение топливных карт, по которым в зависимости от объема покупок предусмотрены скидки. Так, на заправках «Лукойл» по топливной каре можно сэкономить до 10%.

Лучше заключить договор с крупной сетью АЗС, у которой широкие география и плотность покрытия. Или с сетью, хорошо представленной в регионах, куда чаще отправляются фуры ТК. О том, каких заправочных станций больше на тех или иных трассах, знают водители.

По данным Росстата, розничные цены на бензин в прошлом году выросли на 7,23%. Рост продолжился в 2024 году: в январе цены на АЗС прибавили 0,5%, а биржевые взлетали до максимумов. В результате правительство ввело временный – на полгода – запрет на экспорт бензина. Эксперты считают, эта мера направлена не на снижение цен, а на предотвращение резкого роста цен на топливо.

Так что снижения цен ожидать не приходится, поэтому нужен план Б – расходы можно и нужно оптимизировать.

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами