Декоративное изображение
4 452

Поделиться

Мы разрабатываем систему учёта товаров Энтерсайт, и видим то, что пользователь обычно не замечает или не знает. Эта статья о том, как устроен розничный магазин повседневных товаров в России.

Роли людей в торговле, можно разделить на тех, кто что-то покупает и на тех, кто что-то продаёт. Мы обеспечиваем связь между этими двумя мирами — создаём программное обеспечение, которое позволяет управлять оборудованием и процессами магазина.

Владелец магазина может не находиться в торговом зале и дистанционно наблюдать, как покупатели взаимодействуют с товарами, продавцами, оборудованием.

Разделы статьи:

— Что такое магазин

— Концепция магазина

— Форматы магазинов и формы торговли

— Компоненты розничного магазина

— Как управлять магазином

— Как сделать магазин прибыльным

Что такое магазин

Магазин — это предприятие розничной торговли с постоянным местом расположения. Интернет-магазин и даркстор тоже магазины, так как они имеют постоянный адрес и не перемещаются с места на место, в отличие от ярмарок или фургончиков с мороженым.

Магазин по ГОСТ Р 51303-2013 это: «Стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения».

Концепция магазина

Разработка бизнес-идеи об открытии продуктового магазина начинается с выбора концепции. Можно открыть магазин по франшизе или открыть магазин с нуля.

Предприниматель, работающий по франшизе, имеет право вести деятельность под именем бренда и использовать его технологии. Преимущества франшиз в том, что они снимают с владельца заботы о маркетинговом продвижении, формировании уникального образа и фирменного стиля, поиска целевой аудитории.

Предприниматель, открывающий магазин с нуля, сам придумывает его концепцию, находит и привлекает будущих покупателей, организовывает работу с поставщиками, набирает персонал и закупает торговое оборудование.

Сейчас открытие розничного продуктового магазина больше похоже на сборку модели из деталей конструктора. Магазин по франшизе собирается по готовой схеме из определённого набора деталей. Магазин с нуля, можно сравнить, с изобретением заново вещи, которая уже существует. 

Форматы магазинов и формы торговли

Магазины можно разделить по десяткам критериев. В этой статье нам важны формат магазина и форма торговли, потому что от них зависит устройство магазина.

Чем меньше магазин, тем проще он устроен. Самый маленький и простой магазин — вендинг машина, самый крупный и сложный — гипермаркет. Формат зависит от того, что магазин продаёт, в каком месте и кому.

Под форматом розничного магазина чаще всего подразумевают набор параметров: какую площадь занимает магазин, какое количество видов товаров у него в ассортименте, сколько людей работает в конкретном магазине и как покупатели могут с ним взаимодействовать.

Основные форматы магазинов розничной торговли:

— минимаркет — магазин небольшого размера с минимальным набором товаров первой необходимости;

— универмаг — традиционный формат магазина с прилавками и отделами;

— гастроном — магазин, торгующий только продуктами питания;

— дискаунтер — магазин самообслуживания с уникальным ассортиментом и сниженными ценами;

— супермаркет — магазин самообслуживания со стандартным ассортиментом товаров массового потребления;

— гипермаркет — магазин самообслуживания с внушительным ассортиментом, большим запасом товаров на полках и на складе;

— кэш-энд-керри — отличается от гипермаркета тем, что продаёт товар не поштучно, а упаковками, коробками, пайками.

В розничном магазине формат и форма торговли зависят друг от друга. Форма торговли описывает каким образом что-то продаётся, например, как покупатель может выбрать товар, оплатить его и получить.

Вот несколько характерных организационных форм торговли для розничных магазинов:

— торговля через прилавок, когда продавец набирает товары, взвешивает их, упаковывает и передаёт покупателю после оплаты;

— магазины самообслуживания, где покупатели сами берут товары с полок магазина и оплачивают их на кассе;

— комбинация магазина и кафе, например, булочная со столиками и кофемашиной;

— онлайн-магазин с доставкой, который выставляет товары на интернет-странице или в приложении;

— даркстор, который не имеет физически доступного для покупателей пространства с товарами.

Компоненты розничного магазина

Все участники торгового процесса видят магазин со своей точки зрения. Своё видение магазина есть и у маркетолога, системного администратора и у бухгалтера.

Главные участники торгового процесса — покупатели. Для них магазин — это полки с разными видами товаров, акции, бонусная система, продукты, которые они привыкли покупать в этом магазине, персонал и обслуживание.

Для персонала магазин — это место работы, где каждый знает свой отдельный участок, отвечает за выполнение определённой работы и планов. Для государства магазин — это налоги, отчисления в пенсионный фонд, рабочие места, внутренняя экономика и инфраструктура.

Владелец видит магазин, как сумму частей, и постоянно работает над тем, чтобы эти части синхронизировать. Магазин, с его точки зрения, выглядит так:

— покупатели;

— персонал;

— товары;

— оборудование;

— маркетинг;

— поставщики;

— закупки;

— документы;

— товароучёт;

— эквайеринг и инкассация;

— отчётность для государства;

— торговая площадь и имущество;

— прибыль.

Для разработчиков Энтерсайт магазин — система со своей структурой и зависимостями:

а) это компоненты, которые связаны друг с другом. От того, как построено взаимодействие компонентов системы зависит, насколько управляемыми будут процессы в магазине;

б) это процессы, которые регулярно повторяются. Работу магазина можно представить как цепочку процессов, где окончание одного процесса запускает другой, а окончание цепочки процессов запускает цикл заново.

Как управлять магазином

Давным-давно, можно было справиться с магазином, имея только калькулятор и блокнот. Сейчас, без системы товароучёта, невозможно управлять магазином с количеством единиц товаров складского учёта больше 1000.

Для управления торговыми предприятиями есть специальное оборудование и программное обеспечение. Современные системы позволяют управлять магазином новичкам и экспертам. Товароучётные системы позволяют логично организовать торговые процессы, автоматизируют работу с документами, контролируют сроки годности продукции, помогают сократить потери прибыли от товарооборота.

Товароучётные системы дают торговому предприятию конкурентное преимущество. Управление магазином, в котором все компоненты связаны, становится проще, сотрудникам такого магазина не нужна высокая квалификация.

Как сделать магазин прибыльным

Разница между расходами и выручкой зависит от того, как владелец магазина определяет цели и ранжирует задачи. Новичкам, в бизнесе связанным с торговлей, сложно определить важное и второстепенное.

Есть вопросы, всегда актуальные, для розничных магазинов. Мы спросили CEO Энтерсайт — Никиту Николаенко, на каких моментах сфокусироваться, чтобы магазин приносил прибыль:

1. Найдите правильное место. Магазин должен быть полезным там, где находится, предлагать товары необходимые людям поблизости и дополнять ассортимент соседних магазинов.

2. Соблюдайте баланс между затратами на программное обеспечение и наймом квалифицированного персонала, способного работать с этим ПО. Для среднестатистического розничного магазина достаточно облачной системы учёта товаров.

3. Используйте подходящую товароучётную систему, которая будет решать задачу бизнеса здесь и сейчас. Среднему предприятию розничной торговли достаточно системы, способной интегрироваться с онлайн-кассой, электронными весами, сканерами этикеток, принтером, программой лояльности и внешними системами электронного документооборота.

4. Анализируйте спрос. Спрос в розничном магазине может меняться каждый день. Необходимо понимать что и когда нужно тем, кто заходит в магазин, чтобы заказывать востребованные товары вовремя.

5. Актуализируйте цены: в определённый период одни товары можно продавать дороже, а другие нужно продавать дешевле.

6. Ищите новых поставщиков и работайте над ассортиментом.

7. Превращайте случайного покупателя в постоянного с помощью сервиса, программ лояльности, ассортимента.

8. Помните о бухгалтерии, налогах и государственных системах ЕГАИС, МЕРКУРИЙ, Честный Знак.

9. Работайте с внешним видом магазина. Поддерживайте порядок и чистоту на полках, меняйте выкладку, не забывайте про ремонт помещения и уборку.

10. Стройте систему мотивации сотрудников. Отталкивайтесь от метрик оборота, прибыли, краж, количества и качества выполненных задач и других показателей.

_______________

Единичный магазин и небольшая торговая сеть состоят из компонентов, соединённых между собой в систему. От того, как выстроена эта система зависит прибыль магазина.

Сейчас магазин может открыть человек без опыта в торговле. Новые сервисы удовлетворяют потребности предпринимателей по аналитике, ведению отчётности и управлению персоналом.

На первый взгляд кажется, что условия торговли только усложняются, и пока вы изучаете что-то одно, появляется несколько новых изменений. Мы хотим доказать своим пользователям обратное: тому, кто собирается открыть магазин, не надо быть всезнающим и вездесущим — в системе Энтерсайт всё упрощено и интуитивно понятно, процессы автоматизированы и выполняются программой.

Системы товароучёта могут быть спроектированы так, чтобы новым пользователям, не приходилось вникать в происходящее, и проходить долгое обучение по работе с ПО. В нашей системе неквалифицированный персонал может разобраться самостоятельно.

Многие процессы в современных розничных магазинах можно контролировать удалённо. О том, какие это процессы и как с ними взаимодействуют современные системы товароучёта, мы будем рассказывать в блоге.

Получите 14 дней бесплатного доступа к товароучётной системе Энтерсайт по этой ссылке!

Интервью

Декоративное изображение

Александр Сульжиц, 4RM Systems: «Искусственный интеллект продолжит трансформировать ритейл, делая его более ориентированным на покупателя»

Как розница использует ИИ – на примере программного обеспечения Stemma на основе машинного зрения и искусственного интеллекта.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами