Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Из чего состоит магазин розничной торговли. Полезная статья для тех, кто собирается открывать магазин
Мы разрабатываем систему учёта товаров Энтерсайт, и видим то, что пользователь обычно не замечает или не знает. Эта статья о том, как устроен розничный магазин повседневных товаров в России.
Роли людей в торговле, можно разделить на тех, кто что-то покупает и на тех, кто что-то продаёт. Мы обеспечиваем связь между этими двумя мирами — создаём программное обеспечение, которое позволяет управлять оборудованием и процессами магазина.
Владелец магазина может не находиться в торговом зале и дистанционно наблюдать, как покупатели взаимодействуют с товарами, продавцами, оборудованием.
Разделы статьи:
— Что такое магазин
— Концепция магазина
— Форматы магазинов и формы торговли
— Компоненты розничного магазина
— Как управлять магазином
— Как сделать магазин прибыльным
Что такое магазин
Магазин — это предприятие розничной торговли с постоянным местом расположения. Интернет-магазин и даркстор тоже магазины, так как они имеют постоянный адрес и не перемещаются с места на место, в отличие от ярмарок или фургончиков с мороженым.
Магазин по ГОСТ Р 51303-2013 это: «Стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения».
Концепция магазина
Разработка бизнес-идеи об открытии продуктового магазина начинается с выбора концепции. Можно открыть магазин по франшизе или открыть магазин с нуля.
Предприниматель, работающий по франшизе, имеет право вести деятельность под именем бренда и использовать его технологии. Преимущества франшиз в том, что они снимают с владельца заботы о маркетинговом продвижении, формировании уникального образа и фирменного стиля, поиска целевой аудитории.
Предприниматель, открывающий магазин с нуля, сам придумывает его концепцию, находит и привлекает будущих покупателей, организовывает работу с поставщиками, набирает персонал и закупает торговое оборудование.
Сейчас открытие розничного продуктового магазина больше похоже на сборку модели из деталей конструктора. Магазин по франшизе собирается по готовой схеме из определённого набора деталей. Магазин с нуля, можно сравнить, с изобретением заново вещи, которая уже существует.
Форматы магазинов и формы торговли
Магазины можно разделить по десяткам критериев. В этой статье нам важны формат магазина и форма торговли, потому что от них зависит устройство магазина.
Чем меньше магазин, тем проще он устроен. Самый маленький и простой магазин — вендинг машина, самый крупный и сложный — гипермаркет. Формат зависит от того, что магазин продаёт, в каком месте и кому.
Под форматом розничного магазина чаще всего подразумевают набор параметров: какую площадь занимает магазин, какое количество видов товаров у него в ассортименте, сколько людей работает в конкретном магазине и как покупатели могут с ним взаимодействовать.
Основные форматы магазинов розничной торговли:
— минимаркет — магазин небольшого размера с минимальным набором товаров первой необходимости;
— универмаг — традиционный формат магазина с прилавками и отделами;
— гастроном — магазин, торгующий только продуктами питания;
— дискаунтер — магазин самообслуживания с уникальным ассортиментом и сниженными ценами;
— супермаркет — магазин самообслуживания со стандартным ассортиментом товаров массового потребления;
— гипермаркет — магазин самообслуживания с внушительным ассортиментом, большим запасом товаров на полках и на складе;
— кэш-энд-керри — отличается от гипермаркета тем, что продаёт товар не поштучно, а упаковками, коробками, пайками.
В розничном магазине формат и форма торговли зависят друг от друга. Форма торговли описывает каким образом что-то продаётся, например, как покупатель может выбрать товар, оплатить его и получить.
Вот несколько характерных организационных форм торговли для розничных магазинов:
— торговля через прилавок, когда продавец набирает товары, взвешивает их, упаковывает и передаёт покупателю после оплаты;
— магазины самообслуживания, где покупатели сами берут товары с полок магазина и оплачивают их на кассе;
— комбинация магазина и кафе, например, булочная со столиками и кофемашиной;
— онлайн-магазин с доставкой, который выставляет товары на интернет-странице или в приложении;
— даркстор, который не имеет физически доступного для покупателей пространства с товарами.
Компоненты розничного магазина
Все участники торгового процесса видят магазин со своей точки зрения. Своё видение магазина есть и у маркетолога, системного администратора и у бухгалтера.
Главные участники торгового процесса — покупатели. Для них магазин — это полки с разными видами товаров, акции, бонусная система, продукты, которые они привыкли покупать в этом магазине, персонал и обслуживание.
Для персонала магазин — это место работы, где каждый знает свой отдельный участок, отвечает за выполнение определённой работы и планов. Для государства магазин — это налоги, отчисления в пенсионный фонд, рабочие места, внутренняя экономика и инфраструктура.
Владелец видит магазин, как сумму частей, и постоянно работает над тем, чтобы эти части синхронизировать. Магазин, с его точки зрения, выглядит так:
— покупатели;
— персонал;
— товары;
— оборудование;
— маркетинг;
— поставщики;
— закупки;
— документы;
— товароучёт;
— эквайеринг и инкассация;
— отчётность для государства;
— торговая площадь и имущество;
— прибыль.
Для разработчиков Энтерсайт магазин — система со своей структурой и зависимостями:
а) это компоненты, которые связаны друг с другом. От того, как построено взаимодействие компонентов системы зависит, насколько управляемыми будут процессы в магазине;
б) это процессы, которые регулярно повторяются. Работу магазина можно представить как цепочку процессов, где окончание одного процесса запускает другой, а окончание цепочки процессов запускает цикл заново.
Как управлять магазином
Давным-давно, можно было справиться с магазином, имея только калькулятор и блокнот. Сейчас, без системы товароучёта, невозможно управлять магазином с количеством единиц товаров складского учёта больше 1000.
Для управления торговыми предприятиями есть специальное оборудование и программное обеспечение. Современные системы позволяют управлять магазином новичкам и экспертам. Товароучётные системы позволяют логично организовать торговые процессы, автоматизируют работу с документами, контролируют сроки годности продукции, помогают сократить потери прибыли от товарооборота.
Товароучётные системы дают торговому предприятию конкурентное преимущество. Управление магазином, в котором все компоненты связаны, становится проще, сотрудникам такого магазина не нужна высокая квалификация.
Как сделать магазин прибыльным
Разница между расходами и выручкой зависит от того, как владелец магазина определяет цели и ранжирует задачи. Новичкам, в бизнесе связанным с торговлей, сложно определить важное и второстепенное.
Есть вопросы, всегда актуальные, для розничных магазинов. Мы спросили CEO Энтерсайт — Никиту Николаенко, на каких моментах сфокусироваться, чтобы магазин приносил прибыль:
1. Найдите правильное место. Магазин должен быть полезным там, где находится, предлагать товары необходимые людям поблизости и дополнять ассортимент соседних магазинов.
2. Соблюдайте баланс между затратами на программное обеспечение и наймом квалифицированного персонала, способного работать с этим ПО. Для среднестатистического розничного магазина достаточно облачной системы учёта товаров.
3. Используйте подходящую товароучётную систему, которая будет решать задачу бизнеса здесь и сейчас. Среднему предприятию розничной торговли достаточно системы, способной интегрироваться с онлайн-кассой, электронными весами, сканерами этикеток, принтером, программой лояльности и внешними системами электронного документооборота.
4. Анализируйте спрос. Спрос в розничном магазине может меняться каждый день. Необходимо понимать что и когда нужно тем, кто заходит в магазин, чтобы заказывать востребованные товары вовремя.
5. Актуализируйте цены: в определённый период одни товары можно продавать дороже, а другие нужно продавать дешевле.
6. Ищите новых поставщиков и работайте над ассортиментом.
7. Превращайте случайного покупателя в постоянного с помощью сервиса, программ лояльности, ассортимента.
8. Помните о бухгалтерии, налогах и государственных системах ЕГАИС, МЕРКУРИЙ, Честный Знак.
9. Работайте с внешним видом магазина. Поддерживайте порядок и чистоту на полках, меняйте выкладку, не забывайте про ремонт помещения и уборку.
10. Стройте систему мотивации сотрудников. Отталкивайтесь от метрик оборота, прибыли, краж, количества и качества выполненных задач и других показателей.
_______________
Единичный магазин и небольшая торговая сеть состоят из компонентов, соединённых между собой в систему. От того, как выстроена эта система зависит прибыль магазина.
Сейчас магазин может открыть человек без опыта в торговле. Новые сервисы удовлетворяют потребности предпринимателей по аналитике, ведению отчётности и управлению персоналом.
На первый взгляд кажется, что условия торговли только усложняются, и пока вы изучаете что-то одно, появляется несколько новых изменений. Мы хотим доказать своим пользователям обратное: тому, кто собирается открыть магазин, не надо быть всезнающим и вездесущим — в системе Энтерсайт всё упрощено и интуитивно понятно, процессы автоматизированы и выполняются программой.
Системы товароучёта могут быть спроектированы так, чтобы новым пользователям, не приходилось вникать в происходящее, и проходить долгое обучение по работе с ПО. В нашей системе неквалифицированный персонал может разобраться самостоятельно.
Многие процессы в современных розничных магазинах можно контролировать удалённо. О том, какие это процессы и как с ними взаимодействуют современные системы товароучёта, мы будем рассказывать в блоге.
Получите 14 дней бесплатного доступа к товароучётной системе Энтерсайт по этой ссылке!
Интервью
Как розница использует ИИ – на примере программного обеспечения Stemma на основе машинного зрения и искусственного интеллекта.