Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 3342
Поделиться
Итоги V Форума Производителей и Ритейлеров «Компетентный Поставщик СТМ»
По словам генерального директора компании INFOLine Ивана Федякова, в 2013 году на рынке розничной торговли продовольственными товарами складывается противоречивая ситуация. Рост потребительской активности замедляется: в первом полугодии 2013 рост розничного товарооборота в сегменте FOOD составил всего 1,8%. Снижение покупательской способности населения связано, в том числе, с ростом задолженностей по кредитам. Встречная тенденция – усиление конкуренции между ритейлерами: в крупных городах за последние 10 лет построены тысячи современных ТЦ и ТРК. Федеральные сети углубляются в регионы, и региональные подступают к Москве… Дальнейшее развитие розницы невозможно без повышения эффективности Собственных Торговых Марок (СТМ).
17 сентября в Москве на V Форуме производителей и ритейлеров «Компетентный Поставщик СТМ» топ-менеджеры более 100 производственных компаний встретились с представителями департаментов СТМ 30 розничных сетей (X5 Retail Group N.V., Metro C&C, Auchan, Spar Russia B.V., Монетка, Глобус, T3C и другие).
Ключевой точкой обсуждения стала продолжающаяся консолидация ритейла, неизбежно ведущая к росту доли СТМ, которая в России остается относительно низкой: в развитых странах доля СТМ на рынке продовольственных товаров выше 20%, а у нас – всего лишь 3-4%.
Надежда Падерина, Руководитель департамента закупок товаров широкого потребления частной марки, Ашан: «Мы будем и дальше работать с российскими производителями, с локальными, и в том числе – с небольшими. Нам интересно привлекать именно региональных производителей. Мы обращаемся к импорту только в тех случаях, если нет российского аналога адекватного качества. Сейчас мы ощущаем потребность в производителях, в первую очередь, рыбной консервации, кондитерских изделий и косметики».
Екатерина Еременко, Дивизиональный менеджер отдела собственных торговых марок, METRO C&C: «В первую очередь важна стабильность поставок. И у нас есть примеры, когда локальный производитель становился национальным. Что касается производителей, которые требуются сейчас – нам нужны производители молочных продуктов, напитков и даже воды».
Светлана Данилкина, Директор по развитию СТМ, SPAR Russia B.V.: «Мы начали активно импортировать готовый СТМ с маркой SPAR, это очень удобно. Доля импорта пока 15%, но она будет расти. Проблема наших производителей состоит в том, что зарубежный производитель предлагает нам, например, 100 вариантов упаковки… А российский – только 1, причем не тот, который нам нужен. Мы ощущаем потребность в производителях молока, йогуртов, сыров, рыбы, круп».
Марина Пяткова, Начальник управления по закупкам СТМ и Эксклюзивных товаров, X5 Retail Group N.V.: «Мы планируем увеличить долю СТМ в винах в формате дискаунтер до 50%. Производители требуются во всех категориях, кроме овощей и фруктов. Есть проблемы с локальными производителями воды и молока».
Алексей Бойцов, Руководитель московского офиса, Куратор направления СТМ Системы Регионмарт: «Мы предпочитаем местных производителей, это оптимально с точки зрения логистики. Импорт – это большие партии и заморозка средств на складе». Позицию Алексея Бойцова поддержали и коллеги из других региональных сетей: Олег Степаненко, Руководитель направления СТМ Федерального закупочного Союза Система Т3С, и Ярослав Солдатов, менеджер отдела СТМ «Лама», который подчеркнул: «Найти производителя-партнера под СТМ-проект очень сложно! Такое впечатление, что СТМ боятся как огня».
Причины осторожного отношения производителей к участию в СТМ-проектах прокомментировала Надежда Копытина, Президент группы компаний «Лёдово»: «У нас, как производителя, нет гарантии объемов. А ведь мы должны выиграть тендер – с требованиями по качеству, объему, цене и упаковке. Инвестиции на запуск производства составляют порядка $3 млн. В этих условиях нельзя недооценивать риск огромных потерь в случае расторжения контракта! Я не могу назвать отношения с ритейлером в рамках СТМ-проекта партнерством».
Сергей Рыбаков, экс-Руководитель департамента СТМ ГК «Виктория», подчеркнул: «Если у сети нет концепции СТМ, нет стратегии, нет политики продвижения – несмотря на любые декларируемые планы, реальных объемов не будет! На месте производителей, с такими сетями я бы не связывался».
О партнерстве между ритейлером и производителем СТМ резко высказался Дмитрий Потапенко, Управляющий партнер Management Development Group Inc.: «Какие мы с Вами партнеры? Разве может производитель назвать, например, своих поставщиков сырья партнерами? Он также, как ритейлер, «прессует» их по цене, не платит в срок и в случае лучшего предложения «уходит» к другому».
Оксана Линник, Коммерческий директор «АФГ-Националь», рассказала о тех плюсах, которые становятся заметными после длительной работы по СТМ-контрактам: «В цену СТМ я вообще не закладываю прибыль, СТМ для нас – инструмент покрытия постоянных издержек. К первому аудиту Ашана мы готовились 3 месяца. И 2 недели производство вообще не работало… Но после того, как мы начали выпускать СТМ – существенно выросла дисциплина и на производстве, и на складе».
Спикеры отметили, что компетентность производителей, пусть не быстро, но растет – в том числе благодаря существованию площадок для обмена мнениями, подобных Форуму «Компетентный Поставщик СТМ». Екатерина Еременко, METRO C&C: «Форум и Центр Закупок Сетей являются важной составляющей цепочки взаимодействия между производителями и сетями и помогают обеспечить фронт для потенциального и плодотворного сотрудничества в будущем».
Следующий Форум с Центром Закупок Сетей по Собственным Торговым Маркам пройдет 11-12 февраля 2014 г. в рамках выставки «Продэкспо».
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?