Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
237

Поделиться

Мы в SVK.Digital 25 лет занимаемся заказной разработкой. В этой статье расскажем, в каких ситуациях лучше подходит аутсорс, а в каких — аутстаф. А еще опишем плюсы и минусы каждого метода.

Аутсорсинг и аутстаффинг: разница подходов

Чтобы лучше понять чем отличается аутсорс и аутстаф, представим, что у вас есть задача: разработать интернет-магазин. В нем планируется создать личный кабинет пользователя, подключить онлайн-оплату, настроить фильтры для поиска, интегрироваться с 1С и внедрить еще много других функции.

Есть как минимум три способа решить эту задачу.

Для начала, традиционный найм. В этом случае вы подыщите команду из дизайнера, тестировщика, аналитика и нескольких разработчиков в штат. А далее будете сами управлять ими, платить зарплату и отвечать за результат работы.

Если переносить это на простые примеры, то найм — это как владение собственной машиной. Вы сами заправляете ее, чините и платите транспортный налог вне зависимости от того, получилось у вас доехать до точки «В» или нет.

Не хотите содержать специалистов в штате? Есть два других варианта, которые помогут создать интернет-магазин.

Первый из них — аутсорс. Это способ производства работ, при котором вы поручаете проект или его часть подрядчику.

В этом случае для создания магазина вы обратитесь в студию разработки. Она примет ТЗ и через некоторое время выдаст готовый интернет-магазин. Вам не придется контролировать процесс — только согласовать контрольные точки.

Пример из жизни: аутсорс — это такси. Ваша задача — нажать кнопку «Заказать» в приложении. Не нужно заправлять машину, следить за маршрутом или получать водительские права. Все сделают за вас, только скажите, куда ехать.

И последний вариант — аутстаф. В каком-то смысле, это тоже разновидность аутсорса. Но здесь вы не поручаете проект команде, а покупаете только рабочие часы нужных специалистов.

Снова приведем простой пример. Аутстаф — это каршеринг. Вы не владеете машиной, но вам все равно нужно уметь ею управлять, а еще следить за дорогой и понимать, куда вы едете. Зато не придется платить транспортный налог и ездить на ТО.

То есть аутсорс — это способ снять с себя головную боль и целиком поручить проект команде профессионалов. А аутстаф позволяет только быстро получить сотрудника, которым нужно уметь управлять.

Плюсы и минусы аутсорса в IT

У аутсорса есть как минимум два плюса, которые стоит иметь в виду: это передача ответственности за проект и сыгранная профессиональная команда. Расскажем подробнее о каждом преимуществе.

➕ Делегирование ответственности. В случае аутсорса, вы отдаете ответственность за проект подрядчику. Он отвечает за сроки, качество и результат. У вас же высвобождается время на решение внутренних задач.

➕ Сыгранная команда. Когда вы отдаете задачу студии, то знаете — они уже делали такие проекты. В компании будут разработчики и руководители с нужным опытом, которые знают друг друга и умеют контролировать качество своей работы.

Например, если нужно добавить на сайт онлайн-оплату, аутсорс-команда справится лучше, чем одиночный нанятый программист. Ведь в студии есть не только разработчики, но и дизайнеры, менеджеры и тестировщики.

➕ Доступ к профессиональным сотрудникам. Компания сама нанимает сильных спецов и занимается их развитием. Вам не придется думать, насколько квалифицированы программисты, которые пришли на проект, или заниматься их обучением как при аутcтафе.

Минусы аутсорса в том, что вы не сможете полноценно контролировать работу команды, которая занимается вашим проектом. Вот, где могут возникнуть проблемы.  

 У аутсорс-команды бывает распылено внимание. Часто студии работают над несколькими задачами сразу. С одной стороны, это особенность заказной разработки. С другой, такая схема приводит к потере фокуса и эффективности. И, как следствие — увеличению срока, который потребуется на проект. 

Чтобы избежать этого мы используем в некоторых проектах модель работы с выделенной командой — Retainer. В этом случае над проектом трудится постоянный штат сотрудников, который не работает больше ни над какими задачами. Это идеальный вариант, который имеет все преимущества аутсорсинга, но избавляет от его недостатков.

 Меньше контроля. Когда работаете с аутсорс-командой, вы только ставите цель, но не знаете, как управляется ваш проект. Вы не можете контролировать подрядчика так же, как своих сотрудников. 

Плюсы и минусы аутстафа в IT

Плюсы аутстафа — практически те же, что у найма. За исключением того, что вы можете гораздо проще и быстрее отказаться от сотрудничества со специалистом, если его услуги больше не нужны. Раскроем эти преимущества подробнее.

➕ Аутстаф-специалист в полном вашем распоряжении. Это увеличивает его производительность и погруженность в проект.

➕ Это удобно, если нужно временное усиление. Если в компании уже есть команда специалистов в штате, но просто временно не хватает «рук», то аутстаф — хороший выбор. 

Минусы тоже похожи на те, что бывают у команд в найме. А именно — придется самостоятельно организовывать работу, обучать команду и контролировать результат. Мы выделили четыре минуса аутстафа. 

➖ Вы получаете всю головную боль по управлению «арендованным» специалистом. В случае с аутстафом придется забрать на себя микроменеджмент и контролировать работника так же, как наемного сотрудника. 

➖ Аутстаф-специалисту нужно время на онбординг. Когда используете аутстаф, важно понимать: человеку потребуется время, чтобы вникнуть в проект. Эффективная работа начнется не ранее, чем через 2 месяца после старта. У аутсорс-команды нет такой проблемы. Она может приступить к проекту в день найма, ведь сотрудникам внутри не требуется знакомиться и тратить время на разработку процессов.

➖ Обучение — на вас. При аутстафе вы либо смиряетесь, что сотрудник не будет обладать самыми последними знаниями, либо берете развитие и обучение на себя. Только вот чтобы организовать это, нужны тим-лиды, программа обучения и менторинг.

 Велик риск, что аутстаф-сотрудник не впишется в коллектив. При аутстафе вы получаете человека, который не относится к вам, как к своей команде. Он понимает, что через время его могут перевести на другой проект, поэтому не готов тратить силы и с головой погружаться в проект. 

Что дешевле для разработки проекта: аутсорс или аутстаф

Стоимость аутсорсинга — это обычно единая сумма за проект и понятный расчет сроков и стоимости каждого этапа. То есть в ситуации аутсорса вы точно знаете, сколько будет стоить проект. 

Если набирать целую команду через аутстаф, то конечная сумма будет зависеть от ставки конкретных специалистов. Их цена варьируется в зависимости от: 

— уровня экспертизы сотрудника. 

— стека;

— длительности вашего проекта;

— и других факторов. 

Сейчас стоимость часа начинается от 2500 руб. и доходит до 4000 руб. А для отдельных экспертов может быть и выше. 

Пойдя по пути самостоятельного сбора команды, вы теряете преимущества аутстафа, потому что получаете пять разрозненных спецов, которыми кто-то должен управлять. Им нужно время на онбординг и слаживание между собой. Это время также нужно оплачивать. Поэтому разработка проекта через аутстаф выйдет на 30-40% дороже, чем при заказе разработки по модели аутсорс.

Но главная загвоздка аутстафа — эффективность команды будет зависеть не только от самих сотрудников, но и от руководителя, который ими управляет. Некомпетентный управленец может сильно увеличить стоимость проекта. 

Кейс из практики 

Однажды к нам обратился клиент с запросом на создание программы. Мы рассчитали стоимость и сроки: разработка должна была занять год и обойтись в 30 млн руб. 

Заказчику показалось, что мы завышаем цену. В итоге они решили разрабатывать проект самостоятельно, наняв специалистов по модели аутстаф. 

Что стало с проектом? Компания потратила 3 года и 80 млн руб., но так и не получила работающую программу. Проблема была в том, что у технического директора не было опыта управления разработкой сложных систем. 

В итоге компания обратилась к нам второй раз, когда до дедлайна осталось 4 месяца, и попросила спасти проект. Но тут мы были бессильны: даже с бюджетом в 200 млн руб. не было шансов завершить проект так быстро. Задача так и не была решена.

Помогает ли аутстаф сэкономить на налогах?

Принято думать, что аутстаф разработчиков — способ оптимизировать расходы. Кажется, не придется платить НДФЛ и социальные отчисления, ведь за сотрудника вы отдаете фиксированную сумму. Только вот на деле все эти налоги и взносы заложены в цену. Так что сэкономить не выйдет — это скорее иллюзия. 

Зато с помощью аутстафа можно обойти пределы бюджета по найму на год. Это пригодится если вы работаете в корпорации и ваши расходы по отдельным статьям жестко ограничены, а усиление требуется прямо сейчас. 

Для каких проектов все-таки лучше аутсорс, а для каких — аутстаф?

Итак, аутсорс — это полное делегирование проекта другой компании, а аутстаф — «аренда» специалистов, без приема в штат.

Что выбрать? Зависит от того, какую задачу вы хотите решить и есть ли в вашей компании IT-экспертиза. 

Аутстаф — идеальное решение, когда в компании уже есть большая команда, но случился временный перегруз. Тогда нет смысла брать сотрудника в штат, ведь вы знаете: скоро компания вернется к норме и сотрудник станет не нужен.

Хотите создать целый проект с нуля, а в компании нет человека, у которого есть опыт лидирования разработки и возможности взять на себя ответственность за проект? Тогда лучше подойдет аутсорс. Так не придется самостоятельно управлять специалистами и рисковать провалить задачу. 

Если же вы планируете построить команду с нуля, то также не стоит нанимать всех сотрудников с помощью аутстафа. Лучше искать людей в штат и самому заниматься их развитием и обучением. 

Чтобы было проще понять, с какими функциями лучше справляется аутсорс, а с какими — аутстаф, мы подготовили таблицу. По ней видно, в каких ситуация подойдет та или иная модель. 

Таблица найм-аутсорс-аутстафф.png

Мы считаем, что мода на аутстаф скоро пройдет. Компании поймут, что это временный пластырь, который позволяет унять боль в моменте, но не лечит первопричину. Если вы хотите серьезно заниматься разработкой, лучше нанимайте сотрудников в штат, развивайте людей и заботьтесь о них. Если же пока не готовы брать ответственность за IT-команду, выбирайте аутсорс и оставляйте заявку

Интервью

Декоративное изображение

Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»

О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами