Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Продажи новой модели iPhone 13 стартовали в России 24 сентября. По нашим наблюдениям, любовь россиян к айфонам несколько поутихла. Еще пять лет назад в день выхода новой модели собирались огромные очереди у AppStore, места в которых можно было купить.
Сейчас же интерес из офлайна полностью перешел в онлайн. Мы решили измерить любовь россиян к айфонам словами, точнее поисковыми запросами. В этой статье оценим, как выход новых смартфонов влияет на интерес пользователей к предыдущим модификациям, а также другим устройствам Apple. - рассказывает Екатерина Дерябина, руководитель группы контекстной рекламы, i-Media.
В этом нам поможет сервис Google Trends, позволяющий оценить активность пользователей в поиске Google. Мы возьмем статистику за последние пять лет (с момента выхода iPhone 7). Сверять эти данные будем с историей запросов из Яндекс.Директ, потому что Яндекс куда лучше понимает российского пользователя и остается наиболее популярным поисковиком страны. Нам доступны данные за 2 последних года – именно столько Яндекс хранит данные о поисковых запросах.
Как меняется интерес к предыдущим моделям iPhone с выходом новых
С выходом новой модели покупатели-новаторы сразу же приобретают ее, тестируют и наслаждаются своей исключительностью. Логично предположить, что наиболее рациональные поклонники бренда покупают предыдущую модификацию для того, чтобы не переплачивать, - и это приводит к росту спроса на более ранние версии смартфона.
Рассмотрим основные модельные запросы с порядковыми номерами и намерением купить в русскоязычном и англоязычном написании (иные запросы с продающими добавками подтверждают описанные ниже тенденции, но имеют куда меньшую частотность).
На графиках видим вполне закономерную тенденцию – выход свежего айфона провоцирует рост интереса к одной или сразу нескольким моделям прошлых лет. Примечательно, что сейчас, перед выходом 13-й модели iPhone и сразу после него сильнее возрос интерес не к 12-й , а к 11-й модели.
Похоже, пользователи считают ее наиболее удачной. Это подтверждают данные Яндекс.Директ – популярность запросов о покупке 11 айфона после выхода 13-й модели выросла даже сильнее, чем после выхода 12-й.
При этом, на долгосрочной дистанции, победителем мы можем признать iPhone 7. Даже спустя 5 лет после выхода эта модель остается востребованной.
Наше исследование популярности IPhone X немного осложняется модификациями XS/XR. Из-за вариативности написания этих моделей мы не можем выделить русскоязычный топ запрос с порядковым номером по типу тех, которые мы использовали ранее. Для корректного анализа нам нужно использовать совокупность запросов с названиями моделей.
Однако, сравнив их с запросами по «соседним» модификациям, мы также видим рост интереса к менее современной модели/моделям на старте продаж новой. Например, на фоне выхода iPhone 11 спрос на предыдущие модификации также несколько повысился, как до этого возрос спрос на Iphone X и iPhone 8 после выхода XS и XR.
Как меняется интерес к б/у-моделям при выходе новых
Любители хороших сделок могут также рассматривать возможность купить слегка подержанный смартфон, владелец которого только что обзавелся новой моделью. Поэтому, согласно нашим предположениям, выход новой модели должен провоцировать и рост интереса к «б/у-айфонам».
В этом случае мы оценили колебания запросов и общие тенденции, так как наиболее точные данные о б/у-устройствах хранятся у агрегаторов объявлений (например, Авито). Пользователи гораздо реже вбивают запросы по покупке подержанных вещей в поисковую строку, чем на специальном сайте.
Рассмотрим общий интерес к б/у-айфонам на примере одной из самых полюбившихся покупателям модификаций – iPhone 8.
На графике видим, что интерес к бывшим в употреблении гаджетам не испытывает значительных колебаний, связанных с выходом новых моделей. Есть лишь некоторое повышение активности пользователей в дни выхода новинок. Можно сделать вывод, что пользователи предпочитают купить новую модель предыдущих лет, чем предпоследнюю б/у-модель.
Разумеется, такой выбор возможен только при наличии у покупателя бюджета определенного размера. Желающие получить хоть какой-нибудь телефон «с яблочком» вынуждены будут обратиться к рынку б/у-устройств. А не нем, согласно Google Trends, фаворит – iPhone 7. Лишь в последнее время слегка уступил 10-й модели.
Анализ поисковой выдачи показал, что рост интереса к б/у-модели определенного года со временем только увеличивается. Это подтверждают данные Яндекса – в качестве примера приведем iPhone 11.
Как выход новых моделей влияет на интерес к устройствам Apple
Техника Apple связана в обособленную экосистему гаджетов, которая дает дополнительное удобство пользователям сразу нескольких устройств этого бренда. Поэтому мы предположили, что есть связь между новыми моделями iPhone и другими популярными продуктами Apple.
Как мы видим, в конце нулевых-начале десятых iPad, iPod и в меньшей степени MacBook вызвали настоящий ажиотаж среди российских интернет-пользователей. iPad занял лидирующие позиции и был крайне популярен на протяжении нескольких лет, регулярно обновляя модели. На скриншоте не уместился iMac, интерес к которому на протяжении всех этих лет стабилен и держится на уровне интереса к MacBook по сей день.
По мере технического усложнения смартфонов Apple причин купить плеер и планшет той же компании становится все меньше (причем популярность iPad начала падать еще раньше, чем популярность планшета как гаджета в целом). После кризисного 2014-го года интерес к этим устройствам заметно угас и продолжает стабильно снижаться каждый год.
Взамен плееру в Apple придумывали беспроводные наушники AirPods. Первый всплеск интереса к ним произошел в декабре 2017 года (видимо, покупались в подарок к свежему iPhone X).
Пик популярности наушников в России пришелся на конец 2018 – начало 2020 года. В течение этого периода наблюдались резкие всплески интереса к AirPods под Новый год (два раза), на 8 марта, после выхода iPhone 11 в сентябре 2019, а также в период распродаж Черной пятницы. В 2020-2021 году интерес к беспроводным наушникам от Apple остается достаточно высоким в связи с выходом новых моделей смартфона и неизбежными новогодними праздниками.
Примечательно, что те же тенденции прослеживаются для беспроводных наушников в целом, хотя такого очевидного энтузиазма, как брендовые AirPods, эта категория не вызывала. То же самое можно сказать и об Apple Watch – если наушники смогли на какое-то время стать хитом, то часы просто ежегодно получают свою стабильную порцию внимания.
Итак, мы выяснили, что между выходом новых моделей iPhone и интересом к предыдущим моделям, а также комплементарной технике, существует стойкая – хотя и не всегда однозначная – связь. Проверить все наши гипотезы мы смогли, опираясь на исключительно бесплатные и общедоступные инструменты Google и Яндекс.
Но мы установили лишь малую толику связей колебания потребительского интереса к определенным товарам с внешними факторами. Поэтому предлагаем и вам воспользоваться этими инструментами для проверки смелых предположений, которые могут привести к ценным для вашего бизнеса открытиям.
Статья подготовлена командой i-Media для delovoymir.biz
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.