Декоративное изображение
164

Поделиться

Рассказываем о проекте, который готов превратиться в одного из лидеров российского e-commerce и цифровизует важнейшую отрасль нефтепродуктов. Сегодня OPEN OIL MARKET привлекает инвестиции pre-IPO с перспективой кратного роста и возможностью возврата НДФЛ за последние три года.

на RB.RU в Telegram

Рынок нефтепродуктов — один из самых крупных и важных для экономики страны. В себестоимости любой продукции российского производства в среднем 10% приходится на топливные затраты. Всего объем рынка оценивается в 6 трлн рублей, а его мелкооптовый сегмент — в 2,9 трлн рублей.

В разрезе проекта нас в первую очередь интересует мелкий опт (до 50–100 тонн), поэтому расскажем о нем подробнее. OPEN OIL MARKET называет этот сегмент «самым крупным неоцифрованным рынком страны», и вот почему.

В этом секторе продолжают, как и 30 лет назад, превалировать трейдеры — перекупщики топлива. Они закупают бензин и дизель на бирже крупным оптом, а затем топливо проходит через длинную цепочку посредников, на конце которой — конечные потребители. К ним топливо приходит подорожавшим и зачастую более низкого качества.

В формате офлайн-торговли, который пока превалирует, конечный потребитель (а это производство, строительство, сельское хозяйство, транспортные компании и так далее) не имеет консолидированной информации о рынке, а знакомство с ценами и согласование условий договора делает по старинке: в телефонных переговорах с трейдерами, которых предварительно нужно найти и оценить профессионализм. Для современного мира это не слишком привычно, согласитесь.

Схожая ситуация наблюдалась несколько и в других секторах: сельском хозяйстве или рынке металлопроката. Там отсутствие прозрачности и «власть» трейдеров также открывали простор для необоснованно высоких цен и разного рода серых схем. Однако появились проекты «Платферрум» и «Поле.рф», которые изменили облик этих рынков, сделали их более структурированными и открытыми.

Первый независимый маркетплейс

OPEN OIL MARKET был создан серийным предпринимателем Сергеем Терешкиным три года назад, и сегодня является лидером цифровой торговли в своем секторе. На площадке зарегистрировано уже больше трех тысяч покупателей, а торговый оборот составил 5,9 млрд рублей в 2023 году.

Платформа позволяет покупателям взаимодействовать с производителями напрямую, отсекая лишних посредников и повышая ту самую прозрачность, о которой было сказано выше. Теперь любой пользователь в режиме «одного окна» может проанализировать цены, выбрать топливо из десятков доступных вариантов, заказать доставку и здесь же оформить кредит от банков («Альфа-Банк», «Сбер», «Т-Банк»). Весь процесс покупки занимает пять минут, тогда как в офлайн-варианте одна сделка может занимать полдня или больше.

Также экономия времени достигается за счет автоматизированного документооборота: договоры, счета, накладные — все формируется и подписывается на платформе, что позволяет компаниям экономить сотни часов своих сотрудников. OPEN OIL MARKET подсчитал, что благодаря работе на платформе средний покупатель экономит от 18 млн рублей в год.

Для производителей — свои преимущества. По сути, маркетплейс — еще один канал продаж (в дополнение к существующему интернет-магазину), который работает практически автономно, не требует продвижения (команда платформы берет это на себя) и генерирует стабильный поток лидов из не охваченных ранее аудиторий. 

На платформе зарегистрировано более 100 поставщиков, в том числе крупные производители (например, «Татнефть»). В прошлом году они реализовали свыше 90 тысяч тонн топлива. Статистика говорит о том, что поставщики, которые развивают свои аккаунты на маркетплейсе, получают дополнительную прибыль от 24 млн рублей ежемесячно.

На сегодняшний день доля маркетплейса в обороте мелкооптового рынка составляет порядка 0,2%. В планах компании — рост в 100 раз, до 22% рынка. И для этого она объявила раунд pre-IPO и привлекает инвестиционное финансирование.

Преимущества инвестиций pre-IPO

Pre-IPO — сравнительно новый для российского рынка инструмент, тогда как на Западе он давно зарекомендовал себя как один из самых доходных, но в то же время рискованных, видов инвестиций. Суть в том, что частные компании начинают привлекать финансирование за один–три года до выхода на биржу и превращения в ПАО.

Первичное размещение акций на бирже — затратный с точки зрения организационных и финансовых ресурсов процесс. И, чтобы быть готовыми к «большому» IPO, компании (чаще всего стартапы) используют промежуточный раунд финансирования, чтобы масштабироваться и повысить привлекательность проекта для инвесторов. По статистике, представители частного американского бизнеса за счет привлечения промежуточного финансирования растут в два раза быстрее публичных корпораций. 

В последнее время в России инструментом воспользовались такие компании, как Hyper и «Бери заряд», которые в короткие сроки собрали раунд pre-IPO и сейчас активно готовятся к размещению на Московской бирже. Преимущества модели для инвесторов в том, что на этапе pre-IPO акции зачастую имеют минимальную стоимость и потенциал роста в три–пять (и более) раз к моменту выхода на IPO. Эти вложения считаются рискованными, поэтому инвесторам необходимо верно оценивать компании и перспективы их роста.

Ту же модель выбрал для себя OPEN OIL MARKET, который сейчас привлекает 1 млрд рублей по модели cash-in: все собранные средства будут направлены на развития проекта. Более половины бюджета планируется вложить в развитие продукта, разработку ПО и расширение функционала платформы. Остальная часть — инвестиции в оргструктуру, продажи и маркетинг. Проект фундаментально меняет рынок, поэтому цикл сделки зачастую долгий и затратный.

Оценка проекта, по данным «Финам», составляет 10 млрд рублей (post-money), а выход на IPO запланирован на 2026 год. Акции OPEN OIL MARKET доступны на платформе «ВТБ Регистратор» для зарегистрированных пользователей. Процесс регистрации несложный, но происходит в несколько этапов и занимает обычно два–три дня (с учетом согласований платформы). Стать совладельцем OPEN OIL MARKET можно по цене от 90 тысяч рублей.

 

Возмещение 50% НДФЛ от Фонда Сколково

Проект — участник программы возмещения университетских стартапов от Фонда Сколково, которая позволяет инвесторам вернуть до 50% вложений после заключения контракта. 

Для получения возмещения необходимо собрать пакет документов и передать их в АО «УК “ОПЕН ОЙЛ МАРКЕТ”», которая далее организует взаимодействие с Фондом Сколково самостоятельно. Предельная величина возмещения — 20 млн рублей, но не более суммы НДФЛ, уплаченного физическим лицом за три последние года.

Это значит, что цена компании, априори сниженная на этапе pre-IPO, за счет возмещения становится меньше еще в два раза для инвестора. Таких предложений на рынке не так много: OPEN OIL MARKET уже генерирует выручку в 4,3 млрд рублей, что сопоставимо с показателями компаний, которые в этом году выходили на «большое» IPO.

Более подробная информация о проекте, подаче заявок и возмещении — на странице OPEN OIL MARKET для инвесторов.

Источник: RB.RU

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами