Декоративное изображение
3 422

Поделиться

Компания Gold-Standart - это сеть магазинов и интернет-магазин спортивного питания для здорового и активного образа жизни.

Весной 2020 года во время "режима самоизоляции" работал только интернет-магазин Gold-Standart.com; розничные точки были закрыты. Курс доллара, определяющий закупочные цены, скачкообразно менялся. Из-за закрытия спортзалов упал интернет-спрос на спортивное питание; для домашних тренировок оно оказалось слабо востребованным.

В конце мая 2020 года ценообразование 80% ассортимента передали искусственному интеллекту. Ещё к 15% ассортимента подключили дополнительный аналитический модуль на базе машинного обучения.

ПРЕДЫСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

В июне 2019 года Gold-Standart начал автоматизировать ценообразование с помощью платформы Imprice. Поэтапно подключили несколько методик - конкурентное ценообразование, ценообразование по KVI, ценообразование по оборачиваемости; каждый этап последовательно улучшал показатели бизнеса. Валовая прибыль компании выросла на 16%; подробности описаны в кейсах на сайте платформы.

Во время режима самоизоляции обороты Gold-Standart упали из-за закрытия магазинов и снижения интернет-спроса, напрямую связанного с работой спортзалов. В мае 2020 года Gold-Standart.com пилотно опробовал антикризисный инструмент - ценообразование на базе машинного обучения.

Двухнедельный пилот в рамках одной товарной категории прошел успешно; подробности ЗДЕСЬ.

В конце мая 2020 года ценообразование уже 80% ассортимента доверили искусственному интеллекту. Ещё к 15% ассортимента подключили дополнительный аналитический модуль на базе машинного обучения.

Данные продаж за июнь сравнили с майскими продажами 2020 года.

✓ Основные результаты внедрения:

+20.9% рост оборота интернет-магазина

+20.1% рост валовой прибыли

+11.9% рост количества заказов

+8.0% рост среднего чека

Больше показателей - в конце данного материала.

На часть товаров система установила более агрессивные цены, так как:

а. Алгоритмы выявили ключевых конкурентов. Оказалось, продажи многих KVI-товаров Gold-Standart.com “отбирали” агрессивные демперы.

б. За время самоизоляции изменился спрос на ряд sku, и цена рынка оказалась психологически неприемлемой для потребителя. Алгоритмы нашли цены, при которых потребители снова начали покупать.

В то же время система выявила в ассортименте Long Tail много недооцененных товаров, за которые потребители были готовы платить больше. На эти товары алгоритмы увеличили цены: продажи сохранились на прежнем уровне, но компания заработала больше на каждой проданной единице.

Важно: 

В июне сохранялась кризисная ситуация на рынке спортивного питания.

Спортзалы в Москве начали открывать только 23 июня, причем загрузка залов в первую неделю была в два раза ниже обычной. Спортзалы в Московской области и в Петербурге весь июнь были закрыты. Интернет-трафик в июне даже снизился по сравнению с маем.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ АЛГОРИТМОВ С МАШИННЫМ ОБУЧЕНИЕМ К УПРАВЛЕНИЮ ЦЕНАМИ

✓ ЧАСТЬ 1. Ассортиментные группы

Ассортимент интернет-магазина разделили на три группы, требующие разного подхода к ценообразованию:

● 5% ассортимента - товары с РРЦ.

Популярные товары со строгим контролем цены со стороны поставщика. 

● 15% ассортимента - товары KVI, приносящие Gold-Standart 55% продаж.

Товары - "приманка" для покупателей, драйверы трафика и продаж, покупательские индикаторы ценовой и ассортиментной привлекательности магазина.

● 80% ассортимента - все остальные товары.

Весь long tail, в том числе товары, переставшие продаваться в кризис.

Ценообразование 5% товаров с РРЦ оставили прежним, а к KVI и Long Tail подключили модули искусственного интеллекта.

✓ ЧАСТЬ 2. Ключевые конкуренты для товаров KVI.

Алгоритмы с машинным обучением Imprice автоматически выявляют товары KVI для Gold-Standart с октября 2019 года. Подробности кейса ЗДЕСЬ.

В конце мая 2020 подключили дополнительный модуль искусственного интеллекта, “Автоматическое выявление ключевых конкурентов”.

Ключевые конкуренты - это магазины, существенно влияющие на продажи Gold-Standart. Если такой конкурент снижает цену, клиенты Gold-Standart уходят к нему за покупкой и выручка Gold-Standart падает.

Списки ключевых конкурентов для разных товаров могут отличаться: на продажи одного товара оказывают влияние одни конкуренты, на продажи другого - совершенно иные.

Система проанализировала данные, накопленные за несколько месяцев, - продажи, цены товаров, цены конкурентов, остатки на собственных складах и у конкурентов, проценты пересечения с конкурентами по конкретным товарным категориям, пересечения по конкретным брендам, поддержание конкурентами позиций в топе рекламного размещения и другие прямые и косвенные факторы конкуренции.

В результате алгоритмы сформировали список ключевых конкурентов для каждого товара. Скриншот фрагмента отчета - в конце материала.

Комментарий Gold-Standart.com:

"У нас было ощущение, что Gold-Standart - это "крепкий середнячок" на рынке спортивного питания, что мы обладаем серьёзной дополнительной ценностью для покупателей. У нас хороший ассортимент, мы качественно консультируем по телефону, у нас есть офлайн-магазины, в которых можно "пощупать товар" и получить дополнительные консультации перед покупкой.

Соответственно, мы всегда равнялись по цене на достаточно крупные магазины, с широким ассортиментом, хорошей репутацией и развитым офлайном.

Выяснилось, что на продажи наших KVI активнее всего влияют мелкие демперы. Это интернет-магазины, обрабатывающие до 100 заказов в день, с очень узким ассортиментом, часто с сайтами очень низкого качества. Они привлекают клиентов через прайсовые агрегаторы и ставят самую агрессивную цену на рынке."

Александр Бузов,

Коммерческий директор Gold-Standart.com

Для товаров KVI провели донастройку правил ценообразования: цена стала формироваться на базе цен ключевых конкурентов, определенных алгоритмами.

Так как ключевыми конкурентами, "отбирающими" продажи Gold-Standart.com, оказались небольшие агрессивные магазины с самыми низкими ценами на рынке, пересмотрели позиционирование по KVI: цена компании стала занимать вторую минимальную позицию на рынке.

✓ ЧАСТЬ 3. Настройка параметров для алгоритмов машинного обучения.

Принципы работы модуля "Автоматическая оптимизация цен по заданному критерию" описаны ЗДЕСЬ.

Основная задача алгоритмов - максимизировать валовую прибыль для заданного сегмента, выявляя оптимальные цены. Алгоритмы учитывают кросс-эластичные связи товаров, выявляя в сегменте взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары.

А. Создали в Imprice сегмент, включивший все товары Long Tail.

Для части этих товаров раньше было настроено конкурентное ценообразование. Часть товаров перестали продаваться после начала самоизоляции.

В сегмент вошли ~80% sku магазина.

Б. Задали алгоритмам цель оптимизации: "Максимум валовой прибыли".

В. Установили интервалы допустимого изменения цен товаров сегмента: верхние и нижние границы, в которых алгоритм может устанавливать цену.

С 1 июня 2020 года искусственный интеллект начал устанавливать цены на 80% ассортимента Gold-Standart.com

РЕЗУЛЬТАТЫ

В июле проанализировали результаты работы алгоритмов с машинным обучением и сравнили июньские продажи с данными продаж в мае 2020 года.

Интернет-магазин Gold-Standart.com получил незначительное снижение маржинальности и видимый рост остальных бизнес-показателей, в том числе увеличение валовой прибыли на 20.1%:

● Весь интернет-магазин:

Товары с РРЦ, товары KVI + весь остальной ассортимент

+20.9% рост оборота

+20.1% рост валовой прибыли

- 0.7% уменьшение маржинальности (падение)

+8.0% рост среднего чека

+3.7% рост наполняемости чека

+11.9% рост количества заказов

+31.9% рост продаж в штуках

+13.1% рост количества уникальных проданных sku

● Товары KVI:

Более агрессивное ценообразование для KVI, правила ценообразования настроены по ключевым конкурентам, определенным искусственным интеллектом

+23.0% рост оборота

+12.6% рост валовой прибыли

-8.5% уменьшение маржинальности (падение)

+4.8% рост среднего чека

+5.8% рост наполняемости чека

+17.4% рост количества заказов

+48.6% рост продаж в штуках

+15.0% рост количества уникальных проданных sku

● Ассортимент под управлением искусственного интеллекта:

80% всего ассортимента.

Цены весь месяц устанавливал искусственный интеллект

+19.6% рост оборота

+42.5% рост валовой прибыли

+19.2% рост маржинальности

+14.5% рост среднего чека

+4.4% рост наполняемости чека

+4.4% рост количества заказов

+18.2% рост продаж в штуках

+12.7% рост количества уникальных проданных sku

Рост показателей произошел на фоне продолжающейся кризисной ситуации на рынке спортивного питания:

✓ Спортзалы в Москве начали открывать только 23 июня, причем загрузка залов в первую неделю была в два раза ниже обычной. Спортзалы в Московской области и в Петербурге весь июнь были закрыты.

✓ Интернет-трафик в июне даже снизился по сравнению с маем: скриншот из Google Analytics компании и пример общей статистики Яндекса приведены в конце данного материала.

ВЫВОДЫ

Вывод 1. Для товаров KVI очень важно и выгодно знать ключевых, действительно влияющих на продажи, конкурентов.

В кейсе уже работающее ценообразование по KVI перенастроили на ключевых конкурентов, выявленных алгоритмами.

Так как эти конкуренты ведут агрессивную демпинговую политику, усредненная маржинальность Gold-Standart.com по товарам KVI незначительно снизилась.

Но все остальные бизнес-показатели выросли: суммовые и количественные продажи, валовая прибыль, средний чек.

Вывод 2. Алгоритмы искусственного интеллекта помогают найти недооцененные товары, цены которых можно повысить.

У алгоритмов стояла цель "получить максимум валовой прибыли в сегменте". Путь получения максимальной прибыли зависит от особенностей спроса на товар:

✓ Если цена высоковата для покупателей, то когда цена снижается до психологически приемлемого уровня, прибыль увеличивается и продажи из-за этого кратно возрастают.

✓ Если покупатели готовы платить больше, чем цена магазина, то увеличив цену магазин продаст столько же товара, что и раньше, но с большей прибылью.

На часть товаров алгоритмы снизили цены. Это привело к значительному росту продаж; начали продаваться sku, которые в мае никто не покупал.

На другую часть товаров цена выросла: алгоритмы нашли в ассортименте Long Tail много позиций, ценность которых для покупателей изначально недооценили и которые продавали дешевле необходимого.

На выходе получили рост маржинальности и серьёзное увеличение валовой прибыли.

Вывод 3. Алгоритмы с машинным обучением помогают выявить ситуации, когда все конкуренты завысили цену и это привело к исчезновению спроса.

Бывает, что ВЕСЬ РЫНОК ОШИБСЯ и поставил неправильную цену - слишком высокую для покупателя в текущий момент. В таком случае конкурентное ценообразование не может дать хороший результат: цена самого агрессивного конкурента всё равно недопустимо высока для покупателя.

Такое произошло с частью sku из ассортимента Gold-Standart. Цена на эти sku автоматически пересчитывалась в соответствии с ценами конкурентов. Во время режима самоизоляции эти товары перестали покупать.

Искусственный интеллект немного снизил цены - и устойчивый спрос снова появился. Как упоминалось выше, после изменения цен клиенты интернет-магазина снова начали покупать sku, спрос на которые в апреле и мае исчез.

Продолжение следует

Мы планируем и дальше рассказывать об интересных кейсах ценообразования в России.

Если остались вопросы по данному проекту, вы можете задать их на сайте Imprice.ru через любую форму обратной связи, по телефону или электронной почте.

Интервью
Декоративное изображение

Виктор Гордейчук, оптики «Счастливый взгляд»: «Мы для себя приняли более лояльную “ключевую ставку” и продолжили открывать салоны»

О рынке оптического ритейла, стратегии и развитии сети, онлайн-продажах очков и многом другом.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами