Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Мы думаем, что все согласятся с тем, что без глубокой аналитики рынка невозможно ставить перед собой цели и планировать развитие компании. В современных реалиях импортозамещения многие ориентируются на отечественное машиностроение и пристально следят за цифрами.
В этом небольшом аналитическом отчете мы хотим поделиться своими наблюдениями и выводами.
Анализ данных из открытых источников за первое полугодие 2024 года показал определенные тенденции в производстве и продажах крупных предприятий сельхозмашиностроения.
По данным ассоциации Росспецмаш, отечественные заводы сельхозмашиностроения сократили отгрузки сельхозтехники на внутренний рынок в среднем на 30% по сравнению с уровнем 2021 года. Отгрузки российских заводов, которые ранее демонстрировали рост, снизились на 10% в денежном выражении, а в целом по рынку наблюдается падение на 15–18%.
Цифры
Начнем с самого актуального для многих наших партнеров и клиентов.
Тракторы:
За период 2023/2024 года производство тракторов уменьшилось на 23%. При этом отгрузка сократилась всего на 1%. Несмотря на видимый спад, этот сегмент показывает самые лучшие показатели. Такая тенденция в производстве наблюдается уже не первый год и в значительной степени связана с массовой закупкой китайской техники дилерами в прошлом году. Остатки на складах приводят к уменьшению спроса и, соответственно, к снижению объемов производства.
Уборочная техника:
В сегменте зерноуборочных комбайнов наблюдался рост объемов производства +32%. Однако продажи в январе—июне упали на 22%. По остальным видам комбайнов (кормоуборочные, картофелеуборочные и т. д.) видна стагнация. Комбайны восстанавливались за счет низкой базы 2022–2023 годов, но сейчас этот ресурс уже исчерпан.
Продажи косилок упали на 10%. В то же время на четверть уменьшилось производство техники для послеуборочной обработки урожая — зерносушилок и зерноочистительных машин.
Продажи техники для химической защиты растений и внесения удобрений:
В этом сегменте также наблюдается стагнация:
Опрыскиватели — минус 20%
Машины для внесения удобрений — минус 62%
Почвообрабатывающая техника:
Плуги: общее снижение на 22%
Бороны: снижение на 10%
Культиваторы: снижение на 18%
В сегменте запасных частей и комплектующих к сельхозтехнике, в котором также наблюдается спад более чем на 25%.
Общие выводы:
Таким образом, мы наблюдаем общее снижение продаж сельхозтехники по всем категориям. Сельхозмашиностроители тесно зависят от доходов аграриев, и цена на зерно остается важным фактором, влияющим на рынок.
Главными факторами снижения производства и отгрузок сельхозтехники эксперты называют:
● Низкую покупательскую способность аграриев
● Увеличение ставок Банка России
● Недофинансирование программы государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники № 1432.
Кроме того, стоит обязательно отметить тенденцию к переходу дилеров и подрядчиков к производству собственной техники в условиях утраты западноевропейских и американских поставщиков.
Сложившуюся ситуацию прокомментировал представитель производителя сельхозтехники, генеральный директор ООО “Промышленная группа ЮМЗ” Литовко Валентин:
“На наш взгляд, отечественная почвообрабатывающая техника уже полностью замещает импортные аналоги. Да, в настоящее время наблюдается снижение, но это связано с переходом от импортной техники к отечественной, для чего требуется время, чтобы доказать эффективность новых отечественных решений. Например, мы производим аналог предпосевного известного импортного культиватора — культиватор Орлан, который не только не уступает, но даже превосходит импортный аналог по ряду показателей.Несмотря на общее падение рынка, мы наблюдаем стабильный спрос на тракторы. Это свидетельствует о том, что земли вводятся в оборот и активно возделываются. Мы считаем, что рынок почвообрабатывающей техники скоро начнет догонять уровень продаж тракторов.Что касается комбайнов, ситуация более сложная. Существует рынок наемной техники, и на фоне высоких цен на новые машины, а также нехватки кадров, возможности быстрого восстановления этого сегмента рынка ограничены.”Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?