Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Нужно ли импортозамещаться?
Импортные системы уходят с рынка РФ. В самых жестких вариантах «выключая кнопку». И даже если ваш условный SAP работает на выделенном сервере без риска отключения, то он лишается возможности технической поддержки и развития. Приведу примеры:
- Сталелитейная компания. Импортная система, эксплуатируемая уже более 10 лет полностью управляет процессом загрузки сырья в доменную печь, регулирует температуру, следит за качеством производимого продукта, компетенции практически утрачены и вся надежда лишь на систему. А система работает как черный ящик: принимает управляющие решения, но не показывает процесс принятия решений. Кажется очевидным, что столь стратегически важное производство не должно контролироваться импортным ПО. Чтобы уйти от рисков остановки производства, вернуть прозрачность происходящего и контроль за процессом, встает задача импортозамещения.
- Большой и известный онлайн-гипермаркет FMCG. Система управления складом работает на SAP EWM. После установки коробочного решения бизнес приходит к тому, что времена меняются, конкуренты запускают что-то новое, появляются новые бизнес-процессы. А без быстрой кастомизации коробочного решения следовать за темпом развития рынка просто невозможно. А кастомизация решения на SAP на данный момент практически недоступна. Специалистов, способных кастомизировать SAP в России становится все меньше, поддержка отключена, а значит, не происходит и обновления системы. И снова принимается решение об импортозамещении.
Насколько это сложно, дорого и долго?
Внедрение и кастомизация — сами по себе сложные процессы. И если предположить, что уже однажды разработанное решение, признанное всем миром и стоящее больших ресурсов, нужно заменить, то даже страшно представить сколько это может длиться, и сколько это будет стоить. И да, серебряной пули не существует. Это действительно сложно, дорого и долго. Именно поэтому, стоит задуматься об этом заранее.
Кейс онлайн-гипермаркета
Вводные данные. Тот самый онлайн-гипермаркет из списка выше. SAP EWM. Свой ИТ-отдел, состоящий из высококлассных специалистов SAP для поддержки системы. Сам SAP уже слабо похож на изначальную коробку и кастомизирован процентов на 40. Специалисты ИТ службы – незаменимые люди, ведь только они знают как что работает, и как не остановить все распределительные склады. Бэклог забит на полгода вперед, потому что специалистов с каждым годом все меньше, система все сложнее и запутаннее, скорость изменения рынка вокруг все больше. В общем, очень похоже на скорое приближение коллапса. Принято решение об импортозамещении.
На производство высаживается команда специалистов, состоящая из бизнес-аналитиков, архитекторов и технических специалистов. Их цель – обследование процессов и выработка нового решения. Один месяц занимает первичное обследование, выработка концепции будущего решения, разработка плана дальнейших действий.
Что входит в обследование?
- Интервью со всеми пользователями системы – бизнес, конечными пользователями, службами, получающими из системы данные и т.д.
- Реинжиниринг всех поддерживаемых системой процессов. А для этого необходимо погрузиться в каждый бизнес-процесс с головой и не просто его повторить, но вначале улучшить, а потом уже заложить в систему улучшенную версию. Некоторые процессы и вовсе не существовали, как, например, процессы пополнения и комплектации только что отстроенного «Крейсера». Некоторые процессы были полностью изменены, например, процесс слоттинга был заменен процессом динамического распределения товаров на приемке в силу перехода на схему динамического адресного хранения.
- Разработка архитектуры. Наше решение строилось на движке Camunda для большей гибкости внесения изменений. Отдельно стоящей задачей здесь стояла необходимость интеграции с внешними системами, такими как ЕГАИС, Честный знак, Меркурий, SAP S/4Hana, система управления конвейерной линией, TMS.
- Проработка плана запуска на складах. Главный распределительный центр был площадкой для наблюдений, но не испытаний. Впервые новая система запускалась на только что отреставрированном распределительном центре в Бутово. И только после нескольких месяцев эксплуатации в Бутово – раскатывалась на главном РЦ. В итоге же система была раскатана на пяти складах, включая склад с пятиэтажной конвейерной линией для автоматизированной сборки заказов. В итоге, переключение с SAP на свою WMS была произведена даже без остановки процессов склада.
Как долго, насколько дорого, какими силами?
Однозначно дорого, больше двухсот миллионов рублей.
1,5 года прошло с момента старта обследования до запуска системы на первом РЦ.
Команда эволюционировала на протяжении проекта, достигая в пике 60-ти человек (разработчики, аналитики, тестировщики, руководители проектов, дизайнеры, тимлиды и т.д.).
Что в итоге?
- Собственная WMS система, работающая на пяти складах 24/7
- Широко используемый стек технологий с выстроенной командой поддержки
- Высокая скорость адаптации под бизнес-цели
- Полностью свой продукт без рисков санкционного давления
И все же, какие процессы покрыты? Ведь WMS бывают большие и маленькие, сложные и не очень. Привожу полный список покрытых системой процессов:
Топология:
- Адресное хранение (ячейки, зоны)
- Настройка взаимодействия зон
- Создание произвольной топологии
- Поддержка разных типов складских мест
- Задание правил обработки
Хранение:
- Ведение карточек товаров
- Различные типы упаковок
- Учёт в разрезе единиц хранения
- Учёт партий и сроков годности
- Деление по классам оборачиваемости АBC
- Контроль ВГХ (весогабаритных характеристик)
Приемка:
- Приемка товара с помощью ТСД (терминал сбора данных)
- Формирование и маркировка паллет для принимаемого товара при необходимости
- Учет партий и сроков хранения
- Приемка негабаритного товара
- Контроль качества
- Кроссдокинг
- Поддержка персонифицированного учета каждого экземпляра товара
- Приемка возвратов
- Распаллечивание с целью эффективного поднятия товара на лифтах в разные зоны хранения
Размещение:
- Размещение товара согласно динамической модели хранения
- Размещение целыми паллетами
- Размещение похожих товаров в разные места с целью исключения ошибок при комплектации
- Управление производством
- Обработка заказов на производство
- Подготовка и доставка ингредиентов
- Управление рецептами
- Отгрузка и размещение в зоны комплектации
- Расфасовка
Комплектация:
- Комплектация с помощью ТСД
- Применение группового отбора для минимизации пробегов исполнителей
- Регистрация инцидентов при отборе (обработка черных меток)
- Накопление отобранных товаров в специальных зонах перед контролем, консолидацией или отгрузкой
- Интеграция с конвейером для передачи заданий на комплектацию по разным этажам/зонам склада
Пополнение:
- Определение порогов пополнения, исходя из статистики продаж и минимального остатка
- Формирование автоматических заданий на пополнение
- Контроль выполнения заданий
- Учет наилучшего времени для волн пополнения, учитывая волны комплектации и нахождение людей и техники в аллеях
Отгрузка:
- Формирование грузовых мест с индивидуальной маркировкой
- Оперативный добор товаров для обеспечения качества отгрузки
- Контроль полноты собранных и упакованных заказов
- Консолидация заказа при комплектации с разных зон склада несколькими комплектовщиками
- Отгрузка с помощью ТСД
Перемещения:
- Настройка любых видов перемещений внутри склада с помощью ТСД
Инвентаризация:
- Обработка черных меток
- Плановая инвентаризация
- Выборочная инвентаризация
- Циклическая инвентаризация по расписанию
- Проведение инвентаризации по событиям (инциденты при отборе и размещении) без остановки с помощью ТСД
- Логика работы Lost & Found сервиса
Мониторинг:
- Мониторинг общего статуса системы (Healthcheck monitor)
- Контроль процесса исполнения заказов
- Скорость выполнения операций
- Состояние отбора по зонам
- Состояние отбора по направлениям доставки
- Прогноз окончания сборки по направлениям
- Выработка сотрудников по операциям и зонам
- Персональная выработка сотрудника (включая контроль простоя)
- Любая востребованная отчетность
Интеграции:
- Оркестрация и выдача задач на ТСД
- Обратная интеграция с ТСД (контроль выполнения)
- Интеграция с системами государственного контроля товаров (ЕГАИС, Меркурий, Честный знак)
- Интеграция со складским оборудованием:
- ВЭШ
- Конвейер (лента на 6 этажей)
- Сортер
- Лифты
- Весы
- Механизированные тележки
- АРМ
- ТСД
Сложно ли сделать подобный проект? Да, безусловно, успех проекта подобного масштаба зависит от каждого участника процесса и от сотни факторов, влияющих извне. Поэтому, чтобы не просто снизить зависимость от иностранных поставщиков, но и обеспечить гарантированно стабильную и надежную работу вашей компании, стоит переходить на отечественные решения вместе с профессионалами.
И реализовав достаточное количество технологически сложных проектов на международной арене и на российском рынке, эксперты ITentika грамотно подходят к оценке рисков и проектированию оптимального решения в условиях текущей ИТ-экосистеме заказчика.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?