Со вступительным докладом об актуальных трендах российской экономики выступил генеральный директор информационного агентства INFOLINE Иван Федяков. «Нам казалось, что мы за последние 10 лет видели абсолютно все, но сейчас нас ждет аномальная турбулентность», — отметил спикер. По данным аналитиков, наблюдается рост инфляции, дефицит федерального бюджета (3,9 трлн руб. в декабре 2022 г.), снижение покупательской способности (20% населения живет за чертой прожиточного минимума), падение товарооборота (в некоторых сферах — на 25%). В ответ на сложившуюся ситуацию ритейл начинает рассматривать дискаунт-проекты: расширяют свои площади «Светофор» и Fix Price. При этом стабильный рост выручки отмечается у наиболее крупных ритейлеров страны и e-commerce (Х5Group, «Магнит», «Красное и белое» и других).
Спикер также обозначил основные риски: из-за падения доходов населения растут кражи. В социальных сетях создаются группы шоплифтеров, а также появляются платформы, на которых можно легко сбыть краденый товар. Самообучаемые нейросети, такие как Chat GPT, позволяют мошенникам получать информацию о системах безопасности и наиболее рисковых зонах различных объектов и изобретать новые способы краж. Федяков призвал собственников бизнеса усиливать защиту, а СБ —изучать нейросети и AI.
Мероприятие продолжилось дискуссией, на которой обсудили платформу «Знай своего клиента», о работе которой рассказал Евгений Быченко, заместитель начальника управления мониторинга и анализа рисков Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России. Сервис позволяет банкам выявлять недобросовестные компании и оценивать риски. Сегодня этой системой пользуется 221 кредитная организация, однако, по словам спикера, эти данные, так или иначе, учитывает большинство банков страны. При этом система ЗСК помогает не только выявлять ненадежных клиентов, но и снизить на треть необоснованные отказы клиентам из «зеленой зоны».
Несмотря на всеобщее согласие экспертов в вопросе пользы такого сервиса, Александр Сайганов, генеральный директор Comply, обратил внимание участников и на другую сторону медали: «Многие компании, к сожалению, до сих пор вынуждены работать по серой схеме, потому что их клиенты не способны платить больше». Обеление отрасли может привести к значительному росту стоимости услуг, и это ударит по карманам заказчиков, что нельзя не учитывать.
Не менее активной была дискуссия на тему цифровой трансформации функции службы безопасности. Участники отметили, что 9 из 10 директоров компаний не знают, чем занимается их служба безопасности и плохо понимают ее бизнес-процессы. При этом задача цифровизации как раз показать, каким образом работа СБ может принести деньги компании и сохранить ее прибыль. Александр Яковлев, операционный директор по безопасности «М.Видео», также обратил внимание на проблему разработки цифровых решений для СБ. Необходимы специалисты, которые хорошо разбирались бы в проблемах безопасности и при этом могли четко поставить задачу айтишникам, говоря на их языке. Спикеры пришли к общему мнению, что цифровизация важна, но в какой степени она коснется СБ, должны решать в каждой конкретной компаниисамостоятельно, т. к. это зависит от стратегии и поставленных задач.
На конференции неоднократно упоминалась работа нейросетей. Модератор мероприятия Сергей Матвеев, президент ассоциации корпоративной безопасности ICSA, представил свой кейс, в котором нейросеть Chat GPTнаписала вполне рабочую презентацию по управлению рисками в гипермаркете. «Теперь не нужно быть опытным безопасником, чтоб написать стратегию», — пояснил спикер. Поэтому возможно в будущем увеличится важность умения работать с нейросетями и разрабатывать IT-решения для СБ.
О создании бизнес-ориентированной безопасности в ритейле рассказал Роман Крупко, директор службы безопасности «Детского мира», отметивший важность не только борьбы с кражами в магазинах, но и предотвращениявнутренних потерь, в котором важную роль играет СБ. «Каждый шаг должен быть рассчитан с точки зрения эффективности для бизнеса. Важно показать, какой экономический эффект принесет ваш проект», — поделился опытом спикер. При этом, если заранее показать цифры другим отделам, на чьей работе скажутся изменения, спросить их экспертное мнение и заручиться поддержкой, гораздо проще будет защитить проект перед генеральным директором и получить бюджет на его развитие.
С докладами выступили специалисты ПАО НЛМК: руководитель направления по развитию дирекции по безопасности Никита Лисенков и руководитель отдела Ситуационного центра Анжелика Саврасых. Они поделились своим опытом автоматизации функций службы безопасности. Артем Буяновский, вице-президент ассоциации корпоративной безопасности ICSA, представил технологию «Облако связей», позволяющую проверять сотрудников и контрагентов на конфликт интересов и аффилированность.
Эксперт по безопасности Максим Олейник представил систему «Антифрод» и на примере кейсов компаний «Связной», X5 Group, ЧТПЗ и Русагро показал, как с ее помощью можно бороться с мошенничеством внутри компаний из совершенно разных сфер.
Подводя итоги, можно отметить, что в этом году значительное внимание было уделено цифровизации. Согласно опросам, проведенным среди участников мероприятия, больше половины компаний уже тестируют новые решения для безопасности и планируют это делать в будущем. Также почти половина опрошенных планирует увеличить бюджет на безопасность в следующем году. Это значит, что СБ становится одним из значимых звеньев в цепочке обеспечения успеха бизнеса, а использование современных технологий – это ключ к тому, чтобы остаться на плаву в сложившейся экономической ситуации.