Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
1 306
Поделиться
Эксперты компании «IDEM-Консультанты по торговой недвижимости» проанализировали состояние рынка торговой недвижимости Нижнего Новгорода, подвели итоги 2018 года и дали свои прогнозы по дальнейшему развитию.
В прошедшем году несколько основных трендов стали определяющими для развития рынка торговой недвижимости России. В частности, можно отметить дифференциацию торговой недвижимости и уход девелоперов в нишевые проекты (такие как, ритейл-парки, аутлет-центры, lifestyle-центры), ориентир на покупательский тренд экономии времени, уход слабых игроков, взаимопроникновение онлайн и офлайн торговли, появление новых сервисов формата «Яндекс-Еда».
Для Нижнего Новгорода основными знаковыми событиями ушедшего года стали Чемпионат мира по футболу (вырос гостиничный и гастрономический бизнес) и открытие новой станции метро «Стрелка» (возросла доступность ряда ТЦ). Среди гастротрендов можно отметить открытие сети «Black Star Burger» а также трех новых ресторанов быстрого обслуживания «Макдональдс». Кроме того, на улице Рождественской был открыт Фуд-Маркет «Восход», совмещающий в себе гастрономическое, культурное и деловое пространство.
2018 год был сложным как для девелоперов, так и ритейлеров. Многие города-миллионники (в том числе и Нижний Новгород) продемонстрировали худшие показатели по вводу качественной торговой недвижимости за последние несколько лет. Для Нижнего Новгорода минувший год стал третьим по счету, когда не было введено ни одного качественного торгового центра. При этом значимыми для рынка города стали открытия гипермаркетов «Leroy Merlin» и «HOFF». Для рынка ритейла в 2018 год характерна интересная тенденция - в основном осваивали нижегородский рынок операторы DIY, товары для обустройства дома и ремонта, операторы общественного питания. Покинули рынок магазины товаров для детей (Мама+Я, Бегемот).
Рынок торговой недвижимости Нижнего Новгорода до сих пор не отошел от последствий кризиса 2014 года. Снижение реально располагаемых доходов населения говорит о депрессивном характере социально-экономических тенденций. Рост оборота розничной торговли по итогам 2018 года составил 6% без учета инфляции, а темп прироста замедлился относительно показателей 2017 года (7%). Оживления рынка не происходит
Также можно отметить стагнацию или незначительный рост арендных ставок (не более 5%), а учитывая инфляцию в реальных ценах он составил на более 1%.
Торговая недвижимость города переживает одновременно два кризиса: общероссийский и внутренний, связанный с избытком торговых площадей. Длительный этап ажиотажа с 2010 по 2015 год в девелопменте сделал Нижний Новгород одним из лидеров по обеспеченности качественными торговыми площадями в России, и на сегодня этот показатель достигает 600 кв. м. на 1 тыс. жителей. Для сравнения: только три российских города – Краснодар, Тюмень и Самара – имеют обеспеченность выше, чем в Нижнем Новгороде. В Москве данный показатель составляет 500 кв. м.
По данным компании IDEM, доля свободных площадей постепенно сокращается, однако этот процесс неравномерный: относительно благополучные торговые центры значительно продвинулись в заполнении , а другие стоят на месте.
В целом по России ввод торговых площадей сокращается на протяжении последних четырех лет. Относительно 2014 года сокращение объемов ввода составило 81%. При этом аналитики компании «IDEM» прогнозируют существенный рост качества новых проектов в силу высокой конкуренции на рынке.
В 2019 году также можно будет наблюдать бум реконцепций торговых объектов. Многие уже проводят масштабные изменения. Способствует этому, в том числе, и всемирный тренд на увеличение доли онлайн торговли. В настоящее время для продаж уже не требуются площади в таком объеме: вести торговлю можно и в виртуальном пространстве. Рост рынка онлайн торговли, конечно, не приведет к полному исчезновению классического ритейла, но окажет на него существенное влияние. Большие шансы на успех сегодня имеет тот, кто сможет объединить лучшие черты традиционной и интернет-торговли.
В ближайшие годы в Нижнем Новгороде запланировано открытие двух торговых объектов: МФК «Аквамания» (планируемый ввод – 2020 год, совместит развлекательную функцию и шоппинг, открыв первый аквапарк в городе) и ТЦ «Автозаводец» (открытие - апрель 2019 года, совместит функции комфортного шоппинга и досуга). Следует отметить, что оба объекта находятся в тренде развития рынка торговой недвижимости – это совмещение нескольких функций и смещение акцентов в пользу досуга.
Эксперты IDEM прогнозируют, что рынок торговой недвижимости в ближайшие годы скорее всего не будет находиться в топе привлекательных инвестиционных рынков, учитывая рост стоимости строительства, высокую конкуренцию, отсутствие в городе качественных локаций для девелопмента и общую стагнацию.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?