Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В конце октября в новосибирском Экспоцентре российские производители алкоголя, ритейлеры и аналитики рынка встретились, чтобы обсудить тренды рынка на Форуме современной виноторговли Wine Retail, проходившем в рамках межрегиональных «Дней ритейла в Сибири».
Фото: @romanoff_egor
На фоне жесткой экономической и политической турбулентности продажи алкоголя в этом году в России показывают положительную динамику, внушая сдержанный оптимизм и производителям, и продавцам. Спрос на алкоголь в России по-прежнему остается высоким. По данным Росалкогольрегулирования, в 1-м полугодии 2022 года производство алкоголя в России выросло на 9% в годовом выражении до 83,8 млн дал. И это на фоне роста цен и существенного сокращения ассортимента импортных напитков!
Исследователи связывают резкий рост с повышением уровня тревожности в обществе. Вполне закономерно, что в состоянии стресса человек постоянно пребывать не может и ищет способы его нивелировать. Согласно данным, 27% снимают стресс едой, попросту заедая тревоги, а 19% дополняют еду алкоголем. Так что возросший спрос на алкоголь стал логичным ответом на тревожную повестку. Эксперты аналитического подразделения компании «Градус» представили срез истории продаж в основных алкогольных категориях по системе Gradus Retail Index, основанной на интеграции ОФД-данных и полевых исследований в федеральных и региональных торговых сетях, и подтвердили тот факт, что по сравнению с прошлым годом продажи алкоголя выросли как в ценовом, так и в натуральном выражении. Кстати, в исследованиях было отмечено, что рост продаж алкоголя в СФО был в среднем на 10% выше во всех категориях, чем в целом по РФ.
Эксперты рынка, опираясь на цифры и на собственные наблюдения, отметили, что также изменилась и структура потребления алкоголя, связанная с изменением ассортимента после ухода западных брендов, с ростом цен и обоснованным желанием потребителя экономить. Большая доля продаж в категориях водка, вино и настойки приходится на напитки стоимостью до 400 рублей.
Интересен подход россиян к выбору алкоголя, когда привычные напитки исчезают с полок магазинов. Но нет худа без добра, так как место освобождается для российских производителей. Появился шанс завоевать доверие покупателя, переключив его на российский алкоголь. Однако права на ошибку у них нет. Искушенный ценитель вина или виски, будучи приверженцем ушедшего бренда, в поисках альтернативы может попробовать что-то новое. Но останется он с ним только тогда, когда его устроит как качество, так и цена напитка. В противном случае покупатель скорее откажется от своей любимой категории совсем, нежели будет покупать не удовлетворивший его аналог.
Последние годы производство отечественного алкоголя вышло на качественно новый уровень, производители готовы предложить покупателю оригинальные российские напитки. Однако открытым остается вопрос цены. Ритейлеры констатируют рост спроса на хороший и недорогой продукт, но производитель вынужден повышать цены, так как стоимость тех же винных пробок, бутылок и банально этикеток в условиях санкций выросла в разы, а дешевых отечественных аналогов пока нет.
В ходе дискуссии были обозначены и другие задачи алкогольного рынка, как это ни парадоксально, связанные с некоторым недопониманием между ритейлерами и производителями. Сети пока не готовы идти на уступки российским брендам и давать специальные условия на оригинальные промо в магазинах. На этом фоне интересные акции, например такие, как «Дни российских вин», инициированные одним известным винным производителем в крупнейшей федеральной сети, и способные переключать избалованного долгими годами широкого ассортимента потребителя на отечественные бренды, скорее исключение, чем правило.
Хотелось бы более чуткого отношения сетей к запросу не только российского бизнеса, но и конечного покупателя. Человека, оказавшегося в условиях неопределенности, в прямом смысле этого слова надо вести чуть ли не за руку, всеми трейдмаркетинговыми способами, к той самой заветной полке, где представлен достойный отечественный продукт. Кстати, в этом процессе ответственность лежит не только на производителе и продавце, но и на маркетинговых агентствах, которые реализуют эти акции. Эффект от даже самых креативно задуманных и концептуальных промо стремится к нулю из-за непродуманной реализации, когда неудачная выкладка или промоматериалы только вводят покупателя в ступор и создают неудобства.
Но все преодолимо. Как раз в сложные времена взлетают те компании, которые смогли быстро адаптироваться к новой реальности. Продажи алкоголя растут, и вряд ли тренд поменяется. Покупатель привыкает к новым реалиям и переключается на российские напитки. Производители моментально реагируют на запросы и внимательно следят за трендами, пользуясь аналитикой данных. Торговые сети поворачиваются лицом к отечественным брендам. Трейд-маркетинговые агентства более вдумчиво станут выполнять свою работу, начиная от функционального креатива и заканчивая полным, внимательным контролем за выкладкой. Соблюдение этих условий позволит всем остаться в выигрыше даже во времена радикальных перемен.
Подготовлено РА «Градус»
Gradus Retail Index – инновационный продукт компании «Градус». Принципиально новый алгоритм обработки ОФД-данных, обогащенных полевыми исследованиями, позволяет с точностью до 80% получать срез истории продаж. Gradus Retail Index интегрирует и сопоставляет цифры, что помогает прогнозировать поведение стоимости товара и делать правильные выводы. Алгоритм Gradus Retail Index покрывает от 50% до 80% объема рынка по SKU, не применяет экстраполяцию, обеспечивает декадную гранулярность данных. GRI работает как с сегментом офлайн-, так и онлайн-продаж, равномерно покрывает сетевую и несетевую розницу. Программа Gradus Retail Index переводит собранные данные в удобный и наглядный формат интерактивных графиков и диаграмм, дает возможность отслеживать продажи выбранной товарной категории в режиме реального времени. Дашборды GRI в Power BI разрабатываются индивидуально, программа может быть установлена на любое устройство – как на компьютер, так и на мобильный телефон.
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.