Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Фокус на «своих»
В Новосибирске прошла конференция «Ритейл 2023: новые вызовы — новые возможности в интересах покупателей». Представители торговых сетей, власти, фермеры и эксперты в сфере ритейла поделились своим видением того, что сегодня происходит на рынке, какие новые форматы появляются и как будет складываться взаимодействие между его участниками и потребителями.
Цифры и тренды
Заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Максим Останин рассказал, что сегодня Новосибирская область занимает первое место в СФО как по розничному товарообороту, так и по оптовому.
Общий объем оборота оптовой торговли за 2022 год составил 2 млрд 55,8 млн руб., или 87,6% в сопоставимых ценах к 2021 году. Оборот розничной торговли за 2022 год составил 770,5 млрд руб. с индексом физического объема оборота к 2021 году — 99,6%.
Заместитель министра также подчеркнул, что сегодня формируется тренд на развитие рынков, местом притяжения там зачастую становятся зоны фуд-кортов.
«Также мы видим, что сегодня крупные торговые сетевые компании начинают строительство своих распределительных центров на территории Сибири. Открытие именно распределительного центра, а не просто магазинов, означает, что эти ребята здесь всерьез и надолго»,— подчеркнул господин Останин. В прошлом году РЦ открыли Hoff, Ситилинк, а также был запущен распределительный центр Ozon. Первая открытая очередь Ozon в «PNK Парк Толмачево» площадью 14 тыс. кв. м позволяет хранить на фабрике более 4 млн наименований товарных позиций и обрабатывать более 85 тыс. посылок в сутки.
По мнению господина Останина, тренды, которые продолжат свое развитие на рынке ритейла, — рост импортозамещения и омниканальности продаж. «Если будут новые санкции, то мы сможем под них адаптироваться»,— уверен заместитель министра.
Гибкие форматы
Директор Сибирского округа ПАО «Магнит» Алена Рыбалко отметила, что мультиформатная модель сети позволяет гибко подстраиваться под любые тренды и быстро меняющиеся потребности покупателей.
Так, в рамках этой модели, в феврале в Новосибирске был открыт «Магнит Плюс». Это магазин с расширенным ассортиментом и большей площадью. В нем за счет дополнительного пространства есть зона кафе, где можно присесть и перекусить, собственная пекарня. «Это формат для тех, кому не хватает классического магазина “у дома”, при этом разместить в локации полноценный супермаркет не представляется возможным»,— пояснила Алена Рыбалко. В Новосибирске откроется еще шесть таких магазинов до конца этого года.
Другой вид торговых точек ритейлера — «Магнит GO», напротив, ультрамалого формата. В целом по России «Магнит» открыл уже 24 таких магазина. В ближайшее время «Магнит GO» заработает в аэропорту Толмачево. Его площадь составит 53 кв. м, это будет самый большой в стране по площади магазин такого формата с ассортиментом порядка 500 наименований. «Таким образом, в аэропорту можно будет приобрести готовую еду и продукты для быстрого перекуса, включая свежесваренный кофе, по ценовой политике формата “у дома”»,— отмечает Алена Рыбалко.
Кроме того, торговая сеть продолжает развивать и направление дискаунтеров. Это «мягкий» дискаунтер «Моя цена» — с базовым набором продуктов и стоимостью товаров минус 15% от цен стандартного магазина, а также «жесткий» дискаунтер В1 «Первый выбор» — ассортимент там уже, цены на 20–30% ниже, чем в обычных магазинах. Этот формат пока тестируется в Подмосковье, но в скором времени компания будет масштабировать его по стране.
По словам эксперта, дискаунтеры показывают хороший потенциал к развитию. «Мы хотим сломать стереотипы в отношении дискаутеров и показать, что этот формат прежде всего для тех потребителей, которые рационально относятся к своим тратам и не хотят переплачивать за базовые позиции. Здесь они могут приобрести классический набор продуктов высокого качества по невысокой цене»,— полагает Алена Рыбалко.
Предыдущее десятилетие было достаточно монотонно на рынке ритейла, но в последние два года стали появляться новые форматы, местные проекты, попытки делать минимаркеты и «что-то красивое», отмечает журналист, автор Telegram-канала Станислав Соколов. Он сообщил, что 32% подписчиков, проголосовавших на его канале (из 400 человек), покупают продукты только в сетевых магазинах.
По словам господина Соколова, многие потребители идут за фруктами, овощами, мясом рыбой в отдельные лавки или на рынок. По его мнению, потребность в продуктах, которые можно найти вне сети, будет только увеличиваться. Точки с такими продуктами могут стоять рядом с сетевым магазином или внутри него, и, по сути, это выгодно обеим сторонам.
Растем вместе с ними
Директор ОПХ «Дары Ордынска» Шакир Сулейманов рассказал, что фермерством их хозяйство занимается с 2009 года: «На момент старта у нас было 100 га, а сегодня — уже более 4,5 тыс. га и 150 сотрудников. Основное наше направление — овощеводство. Мы выращиваем картофель, морковь, капусту, а также занимаемся зерновыми культурами — это гречиха, пшеница, рожь и другие».
Большинство сетей ресторанов и общественного питания получают картофель и часть овощной продукции через поставщиков, которые закупают продукцию у ОПХ «Дары Ордынска». Также ОПХ производит картофель для чипсов (компания PEPSICO для бренда Lay’s).
В этом году «Дары Ордынска» будут добавлять в свой ассортимент и красную чечевицу. Шакир Сулейманов говорит, что на нее появился хороший покупатель из Саудовской Аравии: «Мы были в составе делегации РФ на международной агровыставке, и там нам выпала честь представлять нашу страну, как раз в рамках выставки мы и договорились о сотрудничестве».
Шакир Сулейманов отмечает, что, работая с торговыми сетями, его хозяйство параллельно развивается и учится у партнеров. «С “Магнитом” нам интересно работать, потому что они растут и мы растем вместе с ними. Мы, фермеры, привыкли работать в поле, и у нас есть какие-то вопросы, ответы на которые мы не знаем. Работая с сетями, мы осваиваем эту науку, понимаем, как продукция выглядит в поле и как она должна видеть на прилавках. Делаем так, чтобы товар соответствовал требованиям».
Последние четыре года ОПХ «Дары Ордынска» работает с «Магнитом» по агроконтрактам. Фермерам это достаточно удобно — они могут получить предоплату и предзаказ на продукцию и понимать, какие потребности у сетей. Первый год такой контракт между фермерским хозяйством и «Магнитом» был заключен на 11 млн руб., на второй — уже на более чем 50 млн, а в 2022-м объем контракта достиг 250 млн руб.
Делегировать «рутину»
Директор центра компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров АИР Константин Терещенко отметил, что сегодня у фермеров много новых проблем и задач, которые они должны решать, хотя изначально их деятельность была «заточена» под другое. Сегодня же, помимо непосредственной работы, они должны заниматься документацией, сертификациями, электронными подписями, отчетностью и много чем еще.
По мнению господина Терещенко, решить эти проблемы мог бы кооператив, который занялся бы вопросами переработки и сбыта: где взять деньги, какой объем производить, какой объем и кому можно продать.
«Над возникновением такого кооператива трудится и минсельхоз, и центр компетенций АИР. Пока такого кооператива нет. Но он может быть создан, к примеру, и с участием “Магнита” — вы можете быть пайщиком. Как вы контролируете ситуацию — это можно прописать в своей документации. Уверен, что если фермеру с этими вопросами помочь, он вам обеспечит все потребности и заполнит полки нужными и качественными товарами»,— заявил Константин Терещенко.
Модератор конференции, управляющий партнер A.Studio Анна Собянина подтверждает тезис о том, что часто фермерам некогда заниматься вопросами сбыта и сотрудничества. «Фермерские продукты стоят дороже, потому что чаще всего это ручной труд и, конечно, натуральный продукт. Ценности фермерского продукта нужно доносить до покупателей»,— делится Анна Собянина.
Объем поддержки растет
Заместитель министра сельского хозяйства Новосибирской области Андрей Шинделов рассказал, что в регионе сегодня ведут свою деятельность 400 сельскохозяйственных организаций и более 2 тыс. фермерских хозяйств. Каждый из них может претендовать на господдержку, как областную, так и федеральную. В 2023 году на эти цели планируется выделить более 5,3 млрд руб. (общая сумма из федерального и регионального бюджета).
Поддержку могут получить как и начинающие, так и уже опытные фермеры с солидными оборотами.
«Причем помощь оказывается по самым разным направлениям: гранты “Агростартап” до 8 млн руб. на реализацию проекта создания фермерского хозяйства для начинающих, гранты на развитие семейной фермы до 30 млн рублей для крестьянских хозяйств, работающих более года, субсидии и гранты до 70 млн руб. сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы для переработки, транспортировки и хранения фермерской продукции, а также субсидии на поддержку отраслей животноводства, растениеводства, производства органической продукции и т.д. Сельхозтоваропроизводители, которые разрабатывают залежные земли и вовлекают их в оборот, могут получить компенсацию до 50% от своих затрат на проведение культуртехнических работ»,— пояснил Андрей Шинделов.
При этом он отмечает, что хозяйствам очень важно работать легально и обеспечивать безопасность продукции. «Мы будем и дальше использовать эту практику!» — сказал господин Шинделов.
Директор департамента по категорийному менеджменту Сибирского округа ПАО «Магнит» Илья Ахмеджанов рассказал, что сегодня ритейлеры во многом идут навстречу фермерам и хозяйствам: «Мы настроены вместе развиваться и преодолевать все трудности. Приоритет нашей сети — работа с локальным ассортиментом. Сейчас у нас более 53% местных поставщиков в ассортименте социально значимого товара».
Фермерская продукция сегодня представлена в 71 торговой точке «Магнита» в Сибири. В планах ритейлера до конца года завести товары от фермеров в 25% торговых точек региональной сети.
Для того чтобы упростить работу с партнерами, для фермеров создан упрощенный договор. По нему действуют сниженные требования по уровню исполнения обязательств, включая более короткие сроки для оплаты поставок товара, чем у крупных партнеров.
В «Магните» есть разные кейсы по работе с фермерами, бывает даже, что некоторые из партнеров объединяются, чтобы упрощать работу коллегам. «К примеру, один наш партнер берет на себя все заботы по документации и возит продукцию другого фермера в наши магазины»,— делится Илья Ахмеджанов.
Присвоить статус
В «Магните» многое делают, чтобы помочь небольшим производителям полноценно развиваться. «Кто такие фермеры для нас? Мы определяем их по таким параметрам: розничный товарооборот до 800 млн руб. в год, продукция выращенная преимущественно на собственной сырьевой базе, без содержания ЗМЖ, без ГМО и так далее. Переработчик — это другой вид деятельности. Но мы можем его рассмотреть на общих началах ввода его продукции в ассортимент»,— поясняет господин Ахмеджанов.
Генеральный директор АККОН Алла Хмелева добавляет, что сейчас понятие фермерской продукции хотят закрепить официально. Даже самого статуса «фермер» официально нет — тем, кто хочет вести эту деятельность, для начала предлагают оформить ИП. «Таким образом, если понятие “фермер” мы закрепим, то и продукция, соответственно, будет фермерская. Очень важно, чтобы сами фермеры присоединились к созданию этой формулировки»,— подчеркивает эксперт.
Управляющий директор компании «Родная земля» Евгений Чикирев подтверждает, что фермерам действительно не всегда просто дается ценообразование. «Мы выбрали для себя концепцию не идти в фермерство, хотя продукция изготавливается на своей сырьевой базе, а использовать общеотраслевые направления по цене на 10% выше от рынка. У компании также есть фирменная розница — 18 собственных магазинов, и все они в “небольшом плюсе”», отмечает господин Чикирев. Он сообщил, что планирует привлекать дополнительных игроков на свои площади, а также намерен расширить партнерство с «Магнитом». «”Магнит” — одна из тех сетей, с которыми комфортно работать, так как они всегда идут навстречу своим партнерам»,— говорит Евгений Чикирев.
Интервью
Анастасия Холопова, retailab: «Приятный плюс к продажам могут принести даже небольшие изменения»
Можно ли «освежить магазин недорого», про тренды в магазиностроении и почему стоит привлечь экспертов при редизайне?