Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
По оценке M.A.Research, в 2021 г. – первом квартале 2022 г. динамика открытия сетевых ювелирных торговых точек замедлилась, некоторые торговые объекты до сих пор остаются в статусе временно закрытых (были закрыты во время пандемии, но пока не открылись), а в апреле-марте 2022 г. закрылись магазины ряда иностранных игроков, работающих как в среднеценовом, так и в люксовом сегментах. Причиной замедления экспансии ювелирных стало влияние пандемии и переход ювелирных сетей к стратегии интенсивного роста, в том числе и за счет увеличения доли онлайн-продаж. Постепенно увеличивается насыщение рынка ювелирными магазинами, что на фоне снижения доходов и покупательной способности россиян тормозит открытие новых торговых объектов, кроме того, значительная часть покупателей предпочитает покупать онлайн.
Суммарное количество сетевых ювелирных торговых точек, 2016–2022 гг.
Источник: данные и оценка M.A. Research
По данным исследования M.A.Research «Ювелирный ритейл РФ в 2021–2022 гг., прогноз до 2024 г.», количество сетевых ювелирных магазинов в январе 2021 – апреле 2022 гг. выросло на 3,5%, с 10,6 тыс. точек до 11,0 тыс. точек, причем большая часть (6,3 тыс. точек) принадлежит региональным и локальным операторам.
Несмотря на замедление экспансии федеральных и крупных региональных ювелирных сетей, на рынок продолжили выходить новые игроки, в основном небольшие сети, работающие в массовом сегменте, или нишевые магазины, ориентированные на молодую аудиторию или аудиторию с определенными запросами. Такие игроки обычно включают 2–5 торговых точек и интернет-магазин, многие сотрудничают с маркетплейсами. В 2021 г. сохранился спрос и на ювелирные салоны специализированных сетей (магазины православных подарков, серебряной посуды и других нишевых проектов). Такие сети часто развиваются по франчайзингу в формате острова или павильона в торговом центре или гипермаркете.
Количество нишевых проектов в ювелирном ритейле в течение последних четырех лет ежегодно увеличивалось, что обусловлено усилением конкуренции: ритейлеры ищут узкую нишу, ориентированную на строго определенную группу покупателей, а покупатели стремятся отойти от масс-маркета и приобрести украшение, подчеркивающее индивидуальность своего владельца.
Еще одна характерная черта розничного ювелирного рынка – растущая популярность ломбардов и продаж ювелирных изделий, бывших в употреблении. Вторичный рынок развивается динамичными темпами, что обусловлено более низкой стоимостью товаров и возможностью приобрести по-настоящему редкое украшение. Крупные федеральные операторы начали создавать интернет-магазины, торгующие ювелирными украшениями, бывшими в употреблении, в основном из собственных ломбардов ювелирных ритейлеров. Компании самостоятельно проводят оценку, чистку и предпродажную подготовку ювелирного секонд-хенда к продаже, что экономит затраты на услуги сторонних поставщиков этих услуг. В 2022 г. вторичный рынок будет развиваться более высокими темпами, чем в 2021 г., что обусловлено снижением спроса на фоне падения реальных располагаемых доходов.
Материал подготовлен по результатам аналитического обзора "Ювелирный ритейл РФ в 2021-2022 гг., прогноз до 2024 года", выпушенным агентством M.A.RESEARCH в июле 2022 года.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?