Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ритейл в России. Итоги 2018
Подходит к концу 2018 год, и сейчас нам хотелось бы поговорить о его результатах в российском ритейле.
2017 год запомнился средней по отраслям около нулевой динамикой роста и уходом с рынка Debenhams, Podium Market, Family Fashion, Mexx, Accessorize, C&A, «Седьмой континент» и это не полный список. Что же происходило в 2018-м?
Иностранные игроки на российском рынке
Начало года показало более отрицательную динамику, чем аналогичный период в 2017-м, по данным JLL за первую половину 2018-го на рынке России появилось всего 16 иностранных брендов, а это на целых 45 % меньше аналогичного показателя года предшествующего. Такая динамика сохранилась и во втором полугодии, а общее число новичков по результату всего 2018-го едва превысило три десятка.
По данным приведенным в ежегодном исследовании компании «Магазин Магазинов» международные ритейлеры закрыли на 235 точек меньше по сравнению с открытыми. В основном, численность магазинов растет благодаря организациям общественного питания, однако национальный рынок при этом лишился двух десятков международных брендов, большинство из которых работали в сегменте одежды и аксессуаров.
Детские бренды в уходящем году показали хороший прирост, и по сравнению с предыдущим, когда появился только 1 новый бренд, в этом году их количество выросло до 7-и.
Из категории «БТиЭ» не появилось ни одной новой марки, так как они энергично стартовали в предыдущем году. Этот сегмент продолжают осваивать восточно-азиатские компании.
Сети ресторанов и кафе различного формата прогрессивно развивались в 2018-м и выступали главным драйвером роста отрасли. Burger King и KFC здесь лидирует по основным показателям.
Российские ритейлеры в 2018 году
Из наиболее значимых событий среди национальных игроков можно выделить выход сети алкомаркетов «Красное&Белое» на второе место по темпам развития, которая обогнала по данному показателю «Магнит» и приросла 882-я магазинами. Лидером рынка здесь остается X5 Retail Group.
Так же наметилась тенденция к коллаборации разных форматов на одной площади, например на сегмент «кофе с собой» обратили внимание крупные игроки: «ВкусВилл», «Азбука Вкуса» и другие, «Ашан» в некоторых гипермаркетах определил долю магазинного пространства под фермерские ярмарки.
Отечественные и иностранные участники рынка активно продают СТМ и теперь это инструмент не только борьбы за цену или возможности реализации товара на полке многих магазинов, сейчас собственные торговые марки сами по себе стали интересны покупателю.
Многие игроки делают ребрендинг СТМ, увеличивают разнообразие товаров в них, производят новые продукты и целые линейки. К примеру, «Ашан» теперь продает шоколад класса «премиум», а «Лента» сообщила о запуске Bonvida – СТМ для «квалифицированных посетителей магазина».
Основные тренды 2018 года
-
Участники рынка активно развивают и продают товары под собственными торговыми марками (СТМ);
-
Наблюдается тренд к оптимизации и изменению форматов магазинов, а так же объединению разных концепций под одной крышей;
-
Онлайн ритейл продолжает набирать обороты, прослеживается тенденция к консолидации отрасли в руках нескольких крупных маркетплейсов;
-
Бурный рост зафиксирован в нишевом ритейле, в лидерах национальные бренды;
-
Среди иностранных новичков преобладают магазины среднего и выше ценового сегмента, все меньше стартуют бренды класса эконом, главную роль в которых играют национальные ритейлеры;
-
Класс магазинов «у дома» становится также очень популярным;
-
Общепит остаётся главным драйвером роста;
Каковы перспективы в 2019 году?
Прогнозируется дальнейшая стагнация рынка ритейла, серьезных стартов как среди российских так и среди международных брендов не ожидается.
Розничные сети будут двигаться в сторону персонализации предложения, сегментации и оптимизации розничных форматов.
Действующие игроки сконцентрируются на укреплении своих позиций.
Фастфуд по-прежнему будет занимать лидирующие позиции по темпам открытия точек.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?