Декоративное изображение
1 553

Поделиться

Вторая пленарная дискуссия форума «Ребус. Экономика строительства в историческом центре» была посвящена предложениям, которые были выработаны по развитию исторических городов России на многочисленных площадках форума. Два дня в Казани изучали лучшие практики, обсуждали насущные вопросы, фокусировались на болевых точках. По итогам форума рабочая комиссия составляет резолюцию, которая отправится на рассмотрение в законотворческие и правительственные органы. Депутаты Госдумы и профильные министерства федерального уровня рассмотрят предложения экспертов. Генеральная цель этой деятельности — внести в законодательство изменения, которые позволят эффективнее работать над развитием исторических городских территорий, развивать их, одновременно сохраняя материальное и нематериальное наследие, и при этом выстраивать эффективную экономику проектов.

В президиуме заседали министр строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Айзатуллин, депутат Госдумы РФ Алексей Кошелев, аудитор Счетной Палаты РФ Наталья Трунова, советник президента РААСН Наталья Климова, исполнительный директор РГУД Елена Бодрова, глава Союза архитекторов России Николай Шумаков и программный директор форума «Ребус», помощник главы (раиса) Татарстана Олеся Балтусова. Модерировали пленарное заседание директор АНО «Иркутские кварталы» Сергей Маяренков и корреспондент ТАСС, руководитель направления «Жилье и городская среда» Елена Мишина.

Взять Казань за пример, пояснить терминологию, внести изменения в 73-ФЗ

Ведущий сессии «Правовые инструменты устойчивого развития в историческом городе», зампред Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Алексей Михайлов огласил практические предложения по своей секции работы на форуме. 

- Дополнить историческое поселение составляющими социально-экономического развития. Рекомендовать Министерству культуры РФ предусмотреть разработку и утверждение методики определения перечня мероприятий по устойчивому развитию исторических поселений в развитие статьи 60 73-ФЗ. Заложить в перечень и материальные, и нематериальные составляющие, а в качестве аналога рекомендовать план управления, декларируемый ЮНЕСКО, в котором говорится, что поселение — это живой механизм, где живут люди и изменяется их деятельность. 

- Рекомендовать взять за основу подход Казани по концепции устойчивого развития к применению в больших городах как систему методических подходов, ценностных характеристик, формирование режимов требований по сохранению и развитию города.

- Рекомендовать внести в 73-ФЗ раздел «Основные понятия, используемые в настоящем Законе», разработать порядок определения предмета охраны, границ территории исторического поселения и требований к градостроительным регламентам в указанных границах. Раскрыть определение предмета охраны исторического поселения, чтобы не путать термин в отношении исторических поселений и объектов культурного наследия; включить в состав предмета охраны исторического поселения и предмета охраны ОКН нематериальные составляющие.

- Расширить перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия, утвержденный постановлением Правительства от 28 января 2022 года №67, включив в него разработку проектов зон охраны ОКН, проекта предмета охраны, границ территории исторического поселения и требований к градостроительным регламентам в указанных границах. 

— Эти предложения — как теория малых дел, и если в ближайшее время удастся их реализовать, это во многом упростит работу с исторической средой и сделает ее благотворной для инвестирования и устойчивого развития, — резюмировал Алексей Михайлов.

Смягчить ограничения, либерализовать работу, создать реестр архитекторов и картировать исторические центры

Директор Центра пространственного развития Фонда ЦСР Татьяна Караваева модерировала группу, которая обсуждала планирование баланса функций в историческом центре. Она поделилась своим видением:

— Планировать исторический центр необходимо в контексте социально-экономического развития всего города в целом. В том числе, с учетом прилегающей территории, определяющей эффективный рынок труда агломераций. Принципиально важна команда профессионалов, вовлеченных в развитие своих городов, способных привлекать экспертное сообщество и всех стейкхолдеров территории. Симбиоз интересов девелоперов, городских, региональных властей — только при этом условии возможен тот самый баланс функций!

С точки зрения донастройки законодательства, группа подготовила предложения по смягчению ограничений в отношении объектов, находящихся в историческом центре. В этом контексте в основном затрагивалась тематика инвестиционной составляющей процесса. Вопросы имущественного характера, возможность определения прав собственности в отношении объектов, сложность регулирования ОКН — все это, по мнению спикера и участников группы, факторы, сдерживающие развитие.

Елена Стрюкова, полномочный представитель РГУД в Татарстане, озвучивала результаты работы группы, обсуждавшей коммерческую недвижимость в секции баланса функций.

— Мы выявили свободные ниши в сегменте коммерческой недвижимости в историческом центре Казани. Совместно с девелоперами и бизнесом определили факторы успеха проекта в сердце города. Рецепт оказался прост: соучаствующее проектирование, — очертила она основные предложения.

Законодательные инициативы, предложенные этой группой, были лаконичны. Во-первых, в связи с развитием тенденции на многофункциональность в недвижимости, расширить список видов разрешенного использования земельных участков и назначения коммерческой недвижимости, предусмотренных разрешением на ввод в эксплуатацию. И во-вторых, упростить процедуру смены назначения здания в случае его использования по нескольким функциям, разработать регламент прохождения данной процедуры.

Завершала выдвижение предложений в блоке «Баланс функций» Анастасия Гизатова, руководитель АН «Счастливый дом» — она модерировала дискуссию о жилой недвижимости в историческом центре. Ее участники предложили провести историческое обследование с полным покрытием кварталов исторического центра целью паспортизации всей застройки и обязательно представить ее в открытом доступе — этой информации до сих пор нет у застройщиков во всех российских городах; повысить роль архитектора в границах исторического поселения, определить требования к архитекторам, имеющим право проектировать в историческом центре и вести их публичный реестр; организовать площадку для регулярного обмена опытом по строительно-архитектурной деятельности в сообществе специалистов, направленную непосредственно на развитие исторических центров городов.

Дать преференции инвесторам

Модератор группы, обсуждавшей инвестиционные инструменты развития исторических территорий, начальник отдела развития ГЧП АИР РТ Элина Жиганова акцентировала внимание на том, что развивать исторические территории без привлечения бизнеса сложно. Бизнес, по ее мнению, нужно привлекать не только как исполнителя работ по реконструкции и строительству, но и в качестве оператора на эксплуатацию. Группа подготовила следующие предложения по тому, как улучшить взаимодействие между государством и бизнесом. Для начала, необходимы преференции предпринимателям в восстановлении ОКН. Затем, необходима госпрограмма развития ГЧП в регионах.

Большинство проектов развития исторических территорий инвесторы реализуют с привлечением заемных средств. Есть к этому и интерес финансирующих организаций. И если власти не смогут финансово поддержать проект, ему предлагается рассмотреть другие меры государственной поддержки. С целью привлечения частных инвестиций в проекты нужно проработать предоставление налоговых и арендных льгот, административных преференций, упрощения градостроительных процедур, льготного подключения к инфраструктуре.

Создать проектные офисы по развитию исторических поселений и готовить специалистов по нематериальному наследию

Учредитель института городских исследований «Тамга», социолог Марья Леонтьева представила предложения секции, обсуждавшей вопросы нематериального наследия — в том числе, как интегрировать понятие локальной идентичности в проекты территориального; как материализовать нематериальное в проектах и бизнес-решениях.

Во-первых, эксперты предлагают согласовать между собой законы 402-ФЗ и 73-ФЗ в части нематериального наследия, начать нормирование понятия нематериального наследия исторических поселений. Во-вторых, дополнить статью 59 73-ФЗ, расширив состав предмета охраны исторического поселения понятием «устойчивый уклад». В-третьих, совершенствовать Закон о местном самоуправлении 131-ФЗ в части регулирования участия граждан в проектах развития территорий: расширить формат обсуждения, сделать его более многоступенчатым. В-четвертых, эксперты предлагают рекомендовать принять казанскую методику вовлечения заинтересованных сторон в разработку Концепции устойчивого развития в качестве методического пособия со стороны Минстроя и Минкульта РФ.

В-пятых, доработать Концепцию развития исторических поселений на период до 2030 года Минкульта РФ: описать инструменты и механизмы ГЧП. Шестое предложение — Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды и проект стандарта мастер-плана городов Минстроя РФ дополнить требованиями исследовать нематериальное наследие территории. И седьмое — Министерству образования РФ рекомендуется разработать новые профессиональные курсы и методические рекомендации для подготовки специалистов, которые будут заниматься нематериальным наследием, его исследованием, интерпретацией и учетом.

О памятниках-«паразитах» и мудром хозяйствовании

После того, как были внесены все предложения, высказался президиум. Глава Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Айзатуллин объявил, что в ближайшее время будет создана рабочая группа, в которой будут отрабатываться вопросы, а потом выноситься на комитет Госдумы — такая договоренность, как сообщил министр, уже есть.

— Что касается мер поддержки, то мы плотно сотрудничаем с правительственной комиссией по региональному развитию, которую возглавляет Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, в ней есть ряд инструментов инфраструктурного меню, которыми можно воспользоваться. Это деньги ФНБ. Понятно, что они все направлены на ЖКХ и на инфраструктуру. Но все понимают, что в историческом центре и вокруг него сети стареют, и ими тоже надо заниматься. Есть для этого разные инструменты — например, облигации ДОМ РФ, «длинные деньги», которые можно использовать и на строительство, и на реконструкцию, и на объекты образования и медицины. Еще один инструмент — специальные казначейские кредиты. Плюс к этому инфрастркутурному меню появилась новая федеральная программа — «Модернизация коммунальной инфраструктуры». Эта программа позволяет модернизировать коммунальную инфраструктуру в историческом центре.

Большой проект по комплексному развитию территории реализуется сейчас в России — министр напомнил, что и Татарстан тоже не стоит на месте в этом плане. В завершение своего выступления он пообещал проработать все инициативы, вынесенные на рассмотрение,  после чего вынести на рассмотрение профильного комитета Госдумы.

В свою очередь, глава профильного думского комитета Владимир Кошелев обобщил итоги форума следующим образом: главное — это вовлекать исторические памятники в экономику города. И если власть не создаст для этого условия, если объекты восстанавливать будет невыгодно — это превратит исторические территории в мертвые зоны. Кроме того, он обратил внимание на важную проблему: девальвацию самого понятия памятника архитектуры. По мнению депутата, это «почетное звание» часто присваивается неправомерно. :

В рейтинг губернаторов предложили включить отношение к развитию территории

Аудитор Счетной палаты Наталья Трунова сказала, что высказанные предложения вполне могут быть использованы в нормотворческой работе. Однако в своем выступлении обратила внимание на вопрос: будет ли экономическая эффективность от каждого отдельного объекта или от их совокупности? Эксперт напомнила собравшимся о том, что город-сад спроектировать, конечно, можно, но все должно быть экономически обоснованным и целесообразным.

Советник президента РААСН Наталия Климова рассказала, какую важную функцию и миссию несут главные архитекторы. В идеале главный архитектор региона должен быть «если не правой рукой, то мизинцем первого лица». Поэтому, по ее мнению, очень важно, чтобы главные архитекторы были в тех городах и регионах, где сохранилась историческая составляющая. Но этого, к сожалению, не происходит.

— Честно скажу, у нас беда. В Томской области сейчас нет главного архитектора ни в городе, ни в регионе. Может быть, стоит включить в рейтинг губернаторов отношение к среде, к развитию территории? Насколько первое лицо региона в это вовлечено? Может быть, это даст эффект в регионах, где эти вопросы остаются за скобками? — возмущалась эксперт. Кроме того, она предложила внедрить архитекторов в структуры Минкульта, поскольку это ведомство обычно остается в стороне, за рамками обсуждения проектов развития исторического центра. 

Разрушить новоделы и восстановить историю? 

Исполнительный директор РГУД Елена Бодрова напомнила, что для девелопера главное — это вопрос извлечения прибыли. При этом постоянное ужесточение законодательства для девелопера в течение последних 10 лет заставляет многих отказываться от проектов в исторических центрах.

— Поэтому многие объекты, предлагаемые девелоперам, часто остаются невостребованы. Давайте говорить прямо: программа «Памятник за рубль» — это когда мэр уговорил девелопера, что надо взять под контроль здание, а то оно развалится. И получается, что мы все — и девелоперы, и муниципальные власти — во многом преодолеваем абсолютно надуманные на сегодня трудности: ужесточение Земельного кодекса, усложнение позиции ФАС и другие, — обращала внимание на свои боли и чаяния представительница девелоперского сообщества.

Главной задачей форума «Ребус» Елена Бодрова видит попросить Госдуму проанализировать представленные практики и предложения. По ее мнению можно определить регионы, где в пилотном режиме все это опробовать.

Под конец обсуждения Николай Шумаков, глава Союза архитекторов России, предложил принять новый закон об архитектурной деятельности. А еще озвучил эксцентричную мечту:

— Вспомните гадкие, наносные, испорченные исторические центры, которые сложились за последние лет 30. Истории, когда горели красивые памятники, а на их месте появлялись уродливые сооружения. Я понимаю, что предложение не пройдет. Но вдруг это случится в Казани? Давайте эти здания и сооружения уберем с лица земли и вернем уничтоженные памятники! Мы покажем всему миру, как мы бережем свои исторические города!

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами