Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Будущее российской торговли уже в Москва-сити: Neurus совместно со «ВкусВилл» открыл смарт-магазин без кассиров и продавцов
Современного покупателя уже невозможно привлечь просто разнообразием ассортимента на полках, поэтому многие ритейлеры стремятся к улучшению клиентского пути: установка касс самообслуживания и систем предотвращения очередей, разработка удобных мобильных приложений и программ лояльности. Команда Neurus пошла еще дальше, разработав для «ВкусВилла» систему «умного магазина» в формате «взял и иди», основанную на нейросетевой видеоаналитике.
Компания Neurus специализируется на компьютерном зрении. Говоря простым языком, это область искусственного интеллекта, построенная на работе с фотовидеоданными. На счету команды большое количество решений для ритейла. Среди них контроль очередей и товарной выкладки, мониторинг кассовых операций на предмет выявления мошеннических действий со стороны персонала и покупателей. Одной из новейших разработок Neurus является собственная технология трекинга посетителей.
25 января 2022 года открылся «ВкусВилл без касс» по адресу ул. Тестовская, дом 1 (станции метро «Деловой центр» и «Международная»), вобравший в себя практически весь пул технологических наработок Neurus. В первые же недели работы магазин без касс привлек внимание москвичей. Надо отметить, что с каждым днем количество покупателей, которым становится по душе такой формат, только растет. Если после открытия в магазине совершалось 70–80 покупок в день, то сейчас эта цифра стала неуклонно приближаться к 200.
«ВкусВилл» – бренд полезных продуктов для здорового питания, сеть магазинов и сервис бесплатной доставки. В феврале 2022 года работают более 1300 магазинов в 58 городах России, 3 магазина VkusVill и 1 магазин Vkus в Нидерландах. 90% всех магазинов максимально адаптированы под потребности современного покупателя: в наличии кассы самообслуживания TealPos*, «умные» весы и тележки. А в бизнес-центрах и офисах установлено уже более 360 микромаркетов и 420 вендинговых автоматов.
Принцип работы «Магазина без касс» и чем он привлекателен для покупателей
Воспользоваться услугами магазина самообслуживания можно с помощью приложения «ВкусВилл» (App Store, Google Play). Достаточно в нем зарегистрироваться – ввести свои данные и привязать банковскую карту для оплаты покупок.
Как работает магазин
На входе в магазин установлены турникет и вэлком-терминал, который генерирует QR-коды. Чтобы попасть внутрь, пользователи приложения должны авторизоваться в системе, отсканировав появившийся на экране терминала QR-код. Установленные на входе камеры отслеживают, вошел человек по QR-коду или просто пролез под турникетом, что исключает проникновение мошенников в магазин. Также рядом с терминалом есть информационный стенд с подробно описанными правилами пользования магазином. Основные правила продублированы на табличках, установленных на полках внутри магазина. Кстати, в первые дни работы «ВкусВилл без касс» у покупателей есть возможность обратиться к реальному консультанту, который поможет сориентироваться и ответит на все вопросы.
Технологически магазин состоит из двух компонентов – системы компьютерного зрения и полок с товарами. За действиями покупателей следит нейросетевой алгоритм с помощью установленных камер. Как только покупатель взял продукт, датчики на полках фиксируют это действие, и выбранная позиция добавляется в «виртуальную корзину» нужному покупателю, если вернул на полку – удаляется, а сумма заказа пересчитывается. Поэтому нет необходимости самостоятельно вносить товары в корзину в приложении. После того как покупатель взял все необходимые ему продукты, он может просто выйти из магазина – оплата с привязанной в приложении карты сразу спишется. Клиенту придет чек в электронном виде. Вся информация по совершенным покупкам доступна в приложении «ВкусВилл».
В магазине «ВкусВилл без касс» действительно практически нет персонала. Увидеть сотрудников сети можно только по утрам, когда они занимаются выкладкой свежих продуктов на полки.
Покупатели, среди которых большинство работников офисов, положительно оценивают появление «умного» магазина в Москва-сити:
- экономия времени из-за отсутствия необходимости пробивать товар и отсутствия очередей;
- безопасность – исключение лишних контактов с другими людьми;
- персонализация – пользователи приложения «ВкусВилл» участвуют в программе лояльности и могут приобрести товар по скидке «Любимый продукт». Программа лояльности работает точно так же, как и в обычном магазине или микромаркете «ВкусВилл»;
- соответствие цен – цены на товары и продукты во «ВкусВилл без касс» аналогичны ценам в приложении и других магазинах сети;
- большой выбор – более 200 наименований продуктов и готовой еды: кулинария, сэндвичи, бакалея, фасованные фрукты и овощи, напитки, десерты и молочные продукты.
По мнению Михаила Бурмистрова, генерального директора консалтингового агентства «Infoline-Аналитика», благодаря высокому трафику, удачному месторасположению и сокращению расходов на персонал такой магазин становится экономически привлекательным для сети.
Иван Талалаев, технический директор компании «Neurus»:
«Может сложиться впечатление, что искусственный интеллект – это единственное, что лежит в основе подобных систем, но это далеко не так. В разработке мы столкнулись с огромным количеством неожиданных задач: синхронизация видеопотоков, учет физических свойств сенсоров камер, низкоуровневые ошибки операционных систем, изготовление электронных компонентов. Однако наша команда обладает широким кругом всех необходимых компетенций, поэтому мы справились с возникшими челленджами.
Мы стремимся сделать технологию не только работоспособной, но еще и рентабельной для бизнеса, чтобы она не просто была инновационным пробником, а стала распространенным стандартом. Поэтому мы сами являемся разработчиками всех применяемых алгоритмов и стремимся, чтобы сложные нейросетевые модели качественно работали на недорогом оборудовании».
Открытие смарт-магазинов требует серьезной подготовки в разработке специального программного обеспечения и настройке оборудования. В реализации таких передовых решений «ВкусВилл» помогают специалисты компании «Автомакон». Команда «Автомакона» имеет высокую экспертизу в создании нагруженных систем автоматизации внутренних бизнес-процессов, мобильных и веб-приложений, интеллектуальной аналитики больших данных.
Обратившись за внедрением подобных технологий к опытным специалистам, вы получите результаты, которые переведут ваш бизнес на новый уровень торговли.
* Neurus – входит в группу компаний «Автомакон», занимается разработкой систем компьютерного зрения и искусственного интеллекта.
* TealPos – подразделение компании «Автомакон», разрабатывающее и поставляющее кассовое оборудование и ПО TealPos для ритейла.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.