Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
PET, ПЭТ (Полиэтиле́нтерефтала́т) – материал для производства упаковки для воды, безалкогольных напитков, бытовой химии и другой продукции. ПЭТ также является и одним из самых больших загрязнителей окружающей среды. В России на сегодня производится около 600 тыс. тонн ПЭТ в год и только 30% ПЭТ собирается и перерабатывается, оставшиеся 70% отправляется на полигоны для захоронения или на мусоросжигательные заводы. Переработанный ПЭТ используется для производства одежды, предметов мебели, деталей для автомобилей и др. Согласно принципам экономики замкнутого цикла, отработанный материал должен быть использован для производства упаковки из такого-же материала («бутылка в бутылку»). В России такие примеры уже есть, но их немного.
Компания СИБУР – лидер российского рынка по производству первичного ПЭТ, поделилась статусом проекта по строительству современных мощностей по подготовке и доочистке вторичного ПЭТ в г.Благовещенск. Уже в 2022 году компания планирует запуск модернизированного производства вторичного ПЭТ. Такие заводы крайне необходимы в России, т.к. в стране только зарождается переработка и для ее полноценного развития необходимы как мощности, так и качественный раздельный сбор. По данным компании «ЭкоТехнологии» ПЭТ-бутылка является самым собираемым и ликвидным видом вторичного пластика.
Многие из производителей продукции, среди которых на конференции выступили компании Пивоваренная компания "Балтика" и Splat, уже сейчас прикладывают усилия для повышения эффективности сбора и переработки материала, а также внедрению экологичных подходов в производстве упаковки для своей продукции. По данным Балтики объемы переработки ПЭТ-бутылок, произведенных компанией Carlsberg в России сопоставимы с объемами Великобритании. Также, Балтика, не использует разнообразные яркие цвета ПЭТ для бутылок своей продукции. А многоцветность пластика, как раз и является одним из барьеров, которые снижают эффективность переработки ПЭТ. Использование четырех базовых цветов: прозрачного, голубого, зеленого, коричневого – одна из рекомендаций, которые были сформированы участниками конференции и легли в основу резолюции, которую АСУР будет распространять среди участников рынка ПЭТ для дальнейшего изменения ситуации в лучшую сторону.
По словам Натальи Ржевской, ведущего специалиста по коммуникациям и устойчивому развитию, Пивоваренной компании «Балтика»: «Рынок России заинтересован в сборе и переработке ПЭТ. Говорить о том, что в России собирается и перерабатывается минимальный объем пластика– некорректно. ПЭТ является одним из самых востребованных материалов».Компания Splat также является одним из ярких примеров применения принципов экономики замкнутого цикла при производстве своей продукции и упаковки для нее. Так, компания запустила масштабный проект по сбору и переработке зубных щеток совместно с розничной сетью «Перекресток». В магазинах установлены специальные контейнеры для приема старых зубных щеток любого бренда. Этот пластик уходит на переработку в специализированную компанию и далее это становится сырьем для производства тротуарной плитки для обустройства детских домов в Нижегородской области, которые курирует компания Splat. Также Splat внедряет инициативу, которая уменьшит объем пластиковой упаковки на рынке и позволит потребителям использовать свою тару для товаров бытовой химии.
В поддержку предложений от компании Сибур на конференции выступил председатель совета директоров группы компании ЭкоТехнологии - Константин Рзаев. Группа компаний занимается переработкой отходов от пластиковой упаковки, производит оборудование для отрасли и разрабатывает различные устойчивые решения для бизнеса. Константин, рассказал о проблемах и перспективах отрасли по переработке вторичного ПЭТ-материала.
Совместно с участниками конференции Ассоциацей содействия устойчивому развитию цепей поставок был подготовлен список шагов, оформленный в Резолюцию. АСУР адресует Резолюцию производителям, ритейлерам, переработчикам и потребителям товаров, упакованных в ПЭТ для продвижения принципов экономики замкнутого цикла.
7 шагов, которые позволят существенно повысить эффективность переработки ПЭТ в России:
- Производителям товаров необходимо разрабатывать дизайн упаковки, который позволит в дальнейшем с минимальными усилиями конечного потребителя отсортировать и переработать ее на специализированных предприятиях. Например, использовать этикетки, которые легко удаляются на линии сортировки, использовать максимально стандартные цвета упаковки.
- Регулятору необходимо разрешить противоречия между ГОСТ 33837-2016 «Упаковка полимерная для пищевой продукции» (п.6.3.2 позволяет использовать вторичное сырье для производства ПЭТ) и ГОСТ 32686-2014 (п.5.3.3, где указано, что применение технологических отходов и вторичного сырья для изготовления бутылок не допускается). Решение этого вопроса позволит использовать вторичный ПЭТ в упаковке более активно.
- Также регулятору необходимо совместно с производителями, участниками системы РОП, и муниципалитетами обсуждать варианты направления собранных средств эко-сбора на расширение инфраструктуры по раздельному сбору, в том числе раздельному сбору ПЭТ. Значение данного шага становится более важным, учитывая решение по изменению системы РОП с 2022 года.
- Муниципальным властям и региональным операторам по обращению с ТКО необходимо развивать инфраструктуру сбора чистого ПЭТ, создавать населению возможность сбора пластика отдельно от остальных видов ТКО. Например, этому может способствовать установка специальных сетчатых контейнеров, как это делается в некоторых регионах.
- Производителям товаров в упаковке из ПЭТ и ритейлу необходимо объединяться и продолжать развивать сеть т.н. фандоматов для сбора пластика, что способствует образованию и вовлечению населения, увеличению сбора чистого ПЭТ для дальнейшей переработки.
- Всем участникам цепи ПЭТ необходимо продолжать развивать образовательный и просветительский процесс, способствующий повышению экологической грамотности и росту вовлеченности населения в раздельный сбор отходов (РСО). Видится необходимым сделать особый акцент на работе с детьми и молодежью как с наиболее восприимчивыми к новым привычкам категориями населения, которые способны самостоятельно вовлечь старших родственников в процессы РСО.
- Для дополнительной демонстрации возможных и реальных результатов создания экономики замкнутого цикла участникам цепи поставок необходимо замкнуть между собой цепочку Производитель упаковки - Производитель товара - Ритейл - Переработчик, организовывая совместные конференции, встречи и совещания, а также потенциально выделяя в ритейле отдельную категорию товаров, созданных в рамках экономики замкнутого цикла.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?