Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Григорий Павлов, директор Ассоциации Магазинов Розничной Торговли (АМАРТ), о способах привлечения персонала для малой розницы.
Поиск и подбор лучших сотрудников должен стать приоритетом для всех собственников и директоров магазинов. Наличие в вашей команде высокопрофессиональных людей даст возможность продавать больше, стать более эффективными и, самое главное, повысить прибыль магазина.
Ниже – советы по поиску, привлечению и найму лучших сотрудников для продуктового магазина.
1. Выйдите за рамки традиционных интервью
Как правило, на собеседованиях люди стараются казаться лучше, чем они есть на самом деле, поэтому непросто определить, действительно ли кандидат обладает правильными установками.
Хороший способ проверить это – выйти за рамки традиционных процессов и подумать над тем, как вы проверяете кандидатов. Вот несколько идей.
- Пройдитесь по торговому залу
Не ограничивайтесь собеседованиями в служебном помещении или офисе. Пройдя вместе с кандидатом по торговому залу и наблюдая за ними в деле, вы можете многое понять о людях, которые хотят устроиться в ваш магазин. Как они взаимодействуют с покупателями? Они улыбаются? Они вежливы?
Если у вас крупный супермаркет или сеть магазинов, то постарайтесь сделать так, чтобы менеджер по персоналу на уровне магазина общался с каждым кандидатом.
- Проводите групповые интервью
Посредством групповых интервью вы можете получить представление о навыках людей, наблюдая, как они взаимодействуют в коллективе, и это поможет вам лучше понять, будут ли они соответствовать вашей команде.
- Не просто проводите собеседование, а поговорите
Не позволяйте интервью быть слишком предсказуемыми. Типовые вопросы – это, разумеется, нормально, но не бойтесь вести полноценный диалог. Так, задайте вопрос, чтобы начать разговор, затем выслушайте и продолжайте задавать уточняющие вопросы. Спросите кандидата, какие вопросы есть к вам.
Вопросы, которые задают соискатели, многое скажут вам об их отношении, мыслительном процессе, приоритетах намного больше, нежели отрепетированные ответы на типовое интервью.
2. Наймите за отношение и обучите навыкам
Наталья Мельникова, партнер АМАРТ, наняла в свой супермаркет продавца, которая, несмотря на отсутствие опыта работы в розничной торговле, имела правильные взгляды: «В позапрошлом году я наняла женщину с нулевым опытом работы в розничной торговле. До этого она работала уборщицей в нашем магазине. Мне просто нравилось ее отношение к труду, она зарекомендовала себя ответственным сотрудником и даже имела больше причин, по которым она была бы лучше на этом месте, чем кто-либо другой. Короче говоря, я наняла и обучила ее – и в итоге она стала моим самым сильным продавцом. У нее была целостность и желание учиться! Она сейчас тоже работает в магазине, но уже на позиции администратора».
Итак, на что именно следует обратить внимание в людях при найме? Важными качествами являются:
Желание и способность учиться
Ответственное отношение к обязанностям и делу
Комфортность работы с людьми
Внимательность
Командно-ориентированный подход
Наличие выдержки
Действительно, это непростой набор качеств, при этом многие из них идут рука об руку, так что найти людей, проявляющих несколько таких черт, не так сложно, как вы думаете.
3. Увеличьте свое присутствие в интернете
Многие кандидаты смотрят, что о вас пишут в интернете, поэтому вы должны убедиться, что им нравится то, что они видят, когда ищут ваш магазин в Яндекс или Google.
Следите за тем, чтобы ваш сайт и социальные сети выглядели презентабельно и содержали адекватную информацию о вашем бизнесе. Если вы еще этого не сделали, зайдите в Яндекс и заполните профиль своей компании. Добавьте фотографии и предоставьте как можно больше информации.
Кроме того, прочитайте отзывы работников о вашем магазине. Если есть негативные отзывы, поговорите о них со своими сотрудниками и подумайте, что можно исправить.
Таким образом, лучше сначала решить внутренние проблемы, прежде чем принимать на работу новых сотрудников. Чем спокойнее ваша компания изнутри, тем привлекательнее она будет выглядеть для соискателей.
4. Станьте многоканальным рекрутером
Сегодняшние ритейлеры работают в конкурентном пространстве, которое требует дальновидности и сетевой грамотности. Если вы хотите привлечь кандидатов, обладающих такими качествами, вы должны вывести свои усилия по подбору персонала за пределы традиционных каналов, таких как объявления в газетах.
Такие сайты, как Вконтакте и Одноклассники, хотя они и не предназначены специально для рекрутинга, также могут помочь найти новых сотрудников. Используйте их, чтобы сообщить о ваших текущих вакансиях.
Даже Instagram является подходящей площадкой для таких целей, особенно если вы в поиске молодых работников.
5. Введите процедуру найма сотрудников
Один из наиболее эффективных способов привлечения и удержания лучших людей — это разработка политики найма сотрудников – от собеседования до продвижения по карьерной лестнице.
Если вы еще этого не сделали, создайте соответствующие правила, процедуры, зафиксируйте их для удобства при найме и оценке вашей команды. Так вы сможете сэкономить достаточно ресурсов, чтобы от поиска кандидата до его устройства прошло минимум времени.
6. Будьте реалистичны в описании вакансии
Четкое описание самой должности и требований к ней позволит кандидату определить, подходит ли он для работы. Это особенно важно, если вы владелец малого бизнеса или находитесь в фазе быстрого роста, и сотруднику на данной должности придется работать много. Так что будьте честны и прозрачны в отношении проблем, с которыми может столкнуться кандидат.
7. Мотивируйте своих нынешних сотрудников
Стимулируйте свой персонал, чтобы помочь вам нанять новых сотрудников. Рекомендации ваших вакансий с их стороны – вполне неплохой способ недорогого и быстрого найма.
8. Рассмотрите прошлых сотрудников
Один из лучших источников для пополнения штата – ваши прошлые сотрудники. Действительно, там «трава не всегда зеленее», с другой стороны, если у вас были хорошие исполнители, позвоните им и спросите, не думали ли они вернуться.
9. Не торопите процесс
Наконец, осознайте, когда дело доходит до найма, лучше сделать все правильно, нежели быстро. Не соглашайтесь на кандидата, который с натяжкой подходит для работы просто потому, что вы хотите скорее закончить процесс.
Нанимайте только лучших и убедитесь, что они вам подходят. Это требует времени и терпения, но вы будете вознаграждены, и тогда у вас станут трудиться правильные люди на правильных местах.
Григорий Павлов
Директор
Ассоциация Магазинов Розничной Торговли
Об авторе:
Григорий Павлов, основатель и директор Ассоциации Магазинов Розничной Торговли, объединяющей независимые розничные магазины с целью участия в маркетинговых программах производителей и получения дополнительного дохода. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет (факультет международных отношений) и колледж «Кейла» в Швейцарии. Владел сетью косметических магазинов, которую успешно продал в 2018 году. Владеет английским, французским и испанским языками.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.