Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Помощник сталевара… Под таким «лейблом» чаще всего вспоминается этот парень… Действительно, его - такого крупного, рыжего, веснушчатого, с немного простоватым лицом, гораздо легче было представить в литейном цеху, с длинным железным ломом в руках, прошибающим под руководством сталевара леток, чтобы выпустить наружу поток кипящего металла.
Таким он вспоминается чаще, чем – миллиардером, приводящим жизнь в светских развлечениях, скандалах, радостно подхватываемых и разносимых во все стороны желтой прессой. Проблемы с женами– у кого их не бывало? Трагедии с детьми: грустно, но тоже случается… Взбалмошный российский миллиардер: взял – да купил разом сто пятьдесят красных платьев с показа мод для жены… Красиво. Жест. Но что в действительности стояло за этим поступком? Модную прессу такие вопросы не волнуют…
В прессе про него, когда что и появлялось, то все больше такая же ерунда, впихивающая живого человека в стандартный имидж безумных российских нуворишей, потерявших человеческий облик от не по праву свалившихся на них денег и возможностей. Что поделаешь… У желтой прессы - свой бизнес…
Но, по нашим впечатлениям, все было не так. Совсем не так и далеко не так. Он был из той породы ребят, которым не надо было оправдываться даже за самый первый заработанный миллион. Они – все эти сталевары, студенты, музыканты-лабухи, отставные военные и прочие – пришли в самом начале, даже не на пустой рынок , а на то место, где рынка еще и не было. И – создавали этот рынок. Своим азартом. Упертостью. Желанием выбраться из беспросветной нищеты. Доказать свою крутость. И – просто сделать что-либо стоящее, вместо прозябания в беспросветных НИИ, умирающих заводах и очевидно оканчивающих свою историю комсомольских комитетах.
В любом случае, именно он – пример тех настоящих российских предпринимателей, которые сами, не обращаясь ни к каким вариантам административных, криминальных или силовых ресурсов умели «предпринимать». Делать дело. Получать результаты. Повышать стоимость и самих этих дел, и – самих себя. Просто так миллиардерами не становятся, это ясно. Но кое-кто, и он в том числе, стали ими действительно «просто так», просто – за счет своей активности. Целеустремленности. Коммуникативности. Потому что, просто, он умел быть нормальным парнем и даже – хорошим другом. Потому что он умел выигрывать не за счет других, а – сам, или вместе с другими.
Это хорошо работало в 90-е. Это давало неплохие результаты в нулевые. И – стало давать сбои в десятые. И он был одним из первых, кто почувствовал это. Предприниматель. Чутье – их главный дар. И – одним из первых реализовал тему «запасного аэродрома». Там, где теперь большинство российских предпринимателей и обитает – в Туманном Альбионе. Не оставляя своих проектов на родине. Активно управляя ими и, по возможности, развивая их. Но – возможностей таких становилось все меньше и меньше.
И вот именно в этот момент – главный пункт той истории, о которой, собственно, и хочется рассказать. Однажды от него (как всегда, в самый неподходящий момент) – вдруг раздался звонок. Он аккуратно поинтересовался, удобно ли и можно ли разговаривать, и – ошарашил совершенно неожиданным вопросом: «А вы могли бы помочь мне написать письмо Президенту?».
И дальше, минут 15, рассуждал на тему того, что ему хотелось бы в этом письме сказать.
Эти 15 минут можно было бы сконцентрировать в паре фраз. Фраза первая: «Я реализовал в России с десяток крупных проектов, и доказал, что умею разные проекты доводить до результата». Фраза вторая: «Теперь я хотел бы сделать что-то похожее для страны». И далее: «Если Вы не против», «Совершенно бесплатно, потому что уже заработал себе на жизнь…», «В любой теме, на которую сочтете нужным меня поставить». И так далее. В общем, все, что считал нужным сказать честный помощник сталевара из уральского городка, поверивший в свои силы и возможности.
Мы помогли написать такое письмо. И, самое удивительное – оно сработало. Нет, конечно, ответил не Сам. Но кто-то из его администрации вызвал на переговоры. Долго и внимательно разговаривал. Пытался понять. Что-то понял. И в конце беседы откровенно сказал что-то вроде того: «Мы понимаем Ваши мотивы. И признательны Вам. Но – у нас установка. Мы не берем никого из бизнеса. Может, когда-нибудь позже. Но пока – никого из бизнеса…».
Вот и вся история про настоящего предпринимателя. Затем было все, что известно из прессы. И то, что – неизвестно. Неизвестно – продолжение действующих проектов, их спасение в кризис, вложение персональных средств, забота о людях, положивших жизнь на эту проекты.
А то, что известно всем – перечислено выше. Миллиардер. Доля в OBI. Жены и дети. Лондон. Занзибар, наконец.
Но мы помним настоящего Игоря. Светлая память и низкий поклон. Ему персонально. И – российскому предпринимательству первой волны, чьи результаты продолжают хоть как-то держать всех нас на плаву…
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?