Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
До 2020 года рынок контрактного клининга стремительно рос, но карантин 2020, последствия пандемии Covid-19, СВО и последовавший большой отток мигрантов, притормозили рост и последние три года цифра остается стабильной.
При этом кратно выросли поступления от отрасли в бюжет государства: в отрасли продолжается процесс обеления в рамках проекта Федеральной налоговой службы совместно с крупнейшей профессиональной ассоциаций СРО АКФО.
На старте проекта отчисления отрасли составляли не более 3-4% выручки, сегодня этот показатель составляет как минимум 18%, а у полностью «белых» компаний доходит до 40%.
Фото из аналитического отчета СРО АКФО
Такие факторы, как уход многих зарубежных компаний, торговых марок, ощутимый дефицит кадров, снижение загруженности производственных помещений и офисных центров в связи с переходом многих компаний на работу в дистанционном режиме, конечно же, отразились и на клининговом бизнесе, но критического снижения запроса на ФМ услуги не произошло и рынок, оправившись от потрясений, продолжает развиваться, но менее динамично, чем в постпандемийный период 2021-2022 гг.
Стабильный спрос на профессиональный клининг сопровождался увеличением средних цен на уборку помещений. Рост цен на эти услуги преимущественно был вызван повышением расходов на оплату труда, удорожанием специализированной техники и химических средств для уборки.
Заработные платы линейного персонала
По данным Единой информационной системы Росстата (ЕМИСС) среднеотраслевая заработная плата в РФ по коду ОКВЭД2 81.2 (деятельность по чистке и уборке) в январе 2023 года составляла от 55 тысяч руб./мес. до 70 тысяч рублей в месяц, в то время как в декабре 2023 года – 57 709,5 руб./мес.). Таким образом, средняя заработная плата в отрасли выросла за год, по данным ЕМИСС, на 31,8%. Экспертные данные СРО АКФО также подтверждают рост уровня заработных плат уборщиков. К примеру, в таких крупных мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург заработная плата персонала только в течение 4-го квартала (с октября по декабрь 2023 года) выросла на 22% и 37% соответственно.
Фото с сайта СРО АКФО
Заказчики услуг профессионального клининга
Структура рынка контрактного клининга на протяжении последних нескольких лет остается неизменной: 40% рынка составляют сетевые компании, 26% – сегмент недвижимости, 20% – бюджетные организации, 14% – промышленные предприятия.
Средняя стоимость привычного ранее для компаний уборочного оборудования, инвентаря и расходных материалов западных производителей в течение 2023 года по ряду позиций существенно выросла по причине ограничения поставок и отсутствия системы импортозамещения по клининговому оборудованию. Этот рост составил в среднем более 30%. При этом сравнительный рост цен на химию, расходные материалы, инвентарь и средства гигиены в разрезе основных поставщиков показывает незначительное колебание цен в течение года. Цены на такую продукцию изменились на 1-7% и позволяют активно проводить импортозамещение в этой части товарной номенклатуры
* данные анализа предоставлены для компаний, не являющихся субъектами МСП;
** из-за отсутствия некоторых данных в отчете не учитывалось влияние на некоторые позиции результатов частичной мобилизации, заградительных барьеров и санкций, фактическая стоимость поставок ТМЦ и оборудования по параллельному импорту.
Как видно из таблицы изменение цен на составляющие услуги профессиональной уборки привело к росту себестоимости самой услуги в 2023 году на 22,33 % по сравнению с 2022 годом. При этом рентабельность этого бизнеса при достаточно высокой налоговой нагрузке снижается, для некоторых компаний она составляет 2-3%.
Не смотря на все сложности, рынок клининговых услуг структурно продолжает меняться, так как увеличивается число профучастников, показывающих полную налоговую нагрузку, растет и количество заказчиков услуг, присоединившихся к процессу обеления отрасли.
По экспертным оценкам СРО АКФО, заданный несколько лет назад тренд на серьезное увеличение стоимости контрактной уборки усилится. На это работают следующие факторы:
· высокая налоговая нагрузка;
· серьезный отток персонала и неизбежное повышение зарплат персоналу;
· увеличение МРОТ;
· дальнейшее санкционное давление и подорожание машин, комплектующих и материалов для клининга;
· высокие процентные ставки по кредитам для данного вида бизнеса.
При этом, с дальнейшим ростом стоимости услуг и обелением этого рынка будет расти и качество предоставляемых услуг, повысится уровень роботизации, возрастёт потребность в обучении персонала, и конкуренция постепенно будет переходить к неценовой, что даст определенный толчок развитию отрасли, которая является социально-значимой, обеспечивающей необходимый уровень санитарно-эпидемиологической среды обитания человека.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/bc9/nbzdctqpxild51he4jfc3h113iymnwok/anons5.jpg)
Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?