Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
До 2020 года рынок контрактного клининга стремительно рос, но карантин 2020, последствия пандемии Covid-19, СВО и последовавший большой отток мигрантов, притормозили рост и последние три года цифра остается стабильной.
При этом кратно выросли поступления от отрасли в бюжет государства: в отрасли продолжается процесс обеления в рамках проекта Федеральной налоговой службы совместно с крупнейшей профессиональной ассоциаций СРО АКФО.
На старте проекта отчисления отрасли составляли не более 3-4% выручки, сегодня этот показатель составляет как минимум 18%, а у полностью «белых» компаний доходит до 40%.
Фото из аналитического отчета СРО АКФО
Такие факторы, как уход многих зарубежных компаний, торговых марок, ощутимый дефицит кадров, снижение загруженности производственных помещений и офисных центров в связи с переходом многих компаний на работу в дистанционном режиме, конечно же, отразились и на клининговом бизнесе, но критического снижения запроса на ФМ услуги не произошло и рынок, оправившись от потрясений, продолжает развиваться, но менее динамично, чем в постпандемийный период 2021-2022 гг.
Стабильный спрос на профессиональный клининг сопровождался увеличением средних цен на уборку помещений. Рост цен на эти услуги преимущественно был вызван повышением расходов на оплату труда, удорожанием специализированной техники и химических средств для уборки.
Заработные платы линейного персонала
По данным Единой информационной системы Росстата (ЕМИСС) среднеотраслевая заработная плата в РФ по коду ОКВЭД2 81.2 (деятельность по чистке и уборке) в январе 2023 года составляла от 55 тысяч руб./мес. до 70 тысяч рублей в месяц, в то время как в декабре 2023 года – 57 709,5 руб./мес.). Таким образом, средняя заработная плата в отрасли выросла за год, по данным ЕМИСС, на 31,8%. Экспертные данные СРО АКФО также подтверждают рост уровня заработных плат уборщиков. К примеру, в таких крупных мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург заработная плата персонала только в течение 4-го квартала (с октября по декабрь 2023 года) выросла на 22% и 37% соответственно.
Фото с сайта СРО АКФО
Заказчики услуг профессионального клининга
Структура рынка контрактного клининга на протяжении последних нескольких лет остается неизменной: 40% рынка составляют сетевые компании, 26% – сегмент недвижимости, 20% – бюджетные организации, 14% – промышленные предприятия.
Средняя стоимость привычного ранее для компаний уборочного оборудования, инвентаря и расходных материалов западных производителей в течение 2023 года по ряду позиций существенно выросла по причине ограничения поставок и отсутствия системы импортозамещения по клининговому оборудованию. Этот рост составил в среднем более 30%. При этом сравнительный рост цен на химию, расходные материалы, инвентарь и средства гигиены в разрезе основных поставщиков показывает незначительное колебание цен в течение года. Цены на такую продукцию изменились на 1-7% и позволяют активно проводить импортозамещение в этой части товарной номенклатуры
* данные анализа предоставлены для компаний, не являющихся субъектами МСП;
** из-за отсутствия некоторых данных в отчете не учитывалось влияние на некоторые позиции результатов частичной мобилизации, заградительных барьеров и санкций, фактическая стоимость поставок ТМЦ и оборудования по параллельному импорту.
Как видно из таблицы изменение цен на составляющие услуги профессиональной уборки привело к росту себестоимости самой услуги в 2023 году на 22,33 % по сравнению с 2022 годом. При этом рентабельность этого бизнеса при достаточно высокой налоговой нагрузке снижается, для некоторых компаний она составляет 2-3%.
Не смотря на все сложности, рынок клининговых услуг структурно продолжает меняться, так как увеличивается число профучастников, показывающих полную налоговую нагрузку, растет и количество заказчиков услуг, присоединившихся к процессу обеления отрасли.
По экспертным оценкам СРО АКФО, заданный несколько лет назад тренд на серьезное увеличение стоимости контрактной уборки усилится. На это работают следующие факторы:
· высокая налоговая нагрузка;
· серьезный отток персонала и неизбежное повышение зарплат персоналу;
· увеличение МРОТ;
· дальнейшее санкционное давление и подорожание машин, комплектующих и материалов для клининга;
· высокие процентные ставки по кредитам для данного вида бизнеса.
При этом, с дальнейшим ростом стоимости услуг и обелением этого рынка будет расти и качество предоставляемых услуг, повысится уровень роботизации, возрастёт потребность в обучении персонала, и конкуренция постепенно будет переходить к неценовой, что даст определенный толчок развитию отрасли, которая является социально-значимой, обеспечивающей необходимый уровень санитарно-эпидемиологической среды обитания человека.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?