Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Бизнес-портал «БИБОСС» опубликовал подробное исследование российского рынка франчайзинга – рейтинг Топ-100 франшиз России. Это первый рейтинг франшиз в России, который обновляется ежегодно с 2012 года.
Рейтинг франшиз 2024 года составлялся по итогам 2023 года. Согласно собранным данным, за 2023 год в России по системе франчайзинга было открыто более 8000 предприятий. Нужно отметить, что франчайзинг в России подорожал. В прошлом году средние инвестиции в открытие бизнеса среди топ-100 франшиз России составляли 3 885 000 рублей. В этом году средние инвестиции выросли до 5 775 000 рублей.
Для комфортного старта бизнеса в 2024 году, судя по результатам рейтинга, желательно иметь возможность инвестировать от 3-5 миллионов рублей.
Интересная инновация рейтинга: в него внедрены блокчейн-технологии, а участники получают дипломы в виде NFT карточек, что является уникальным явлением для подобных мероприятий в России. Благодаря технологии блокчейна, каждый диплом является неизменным, что делает его более ценным и верифицированным документом для владельца. Компании-победители могут использовать эти дипломы в своих маркетинговых материалах, на сайтах, а также в социальных сетях с поддержкой NFT, например в VK.
Новинки и тенденции рынка франшиз-2024
В этом году в отдельную категорию рейтинга выделили франшизы детского образования. Это настоящий прорыв года! Сразу 10 компаний вошли в этот список – среди них языковые школы, развивающие центры и детские сады, школы программирования, инженерии и робототехники.
Медицинские лаборатории, напротив, показывают отрицательную динамику. Количество открытий в этом сегменте уменьшается год от года после бума 20-21 годов, а количество закрытий, напротив, растет. Некоторые представители этой отрасли за год закрыли больше франшиз, чем открыли новых – то есть у них наблюдается уменьшение общего размера франчайзинговой сети. При этом соотношение открытий и закрытий составляет в среднем 10:9 – то есть закрывается практически столько же предприятий, сколько открывается новых.
Наблюдается бум компьютерных клубов для киберспорта. Такие бренды, как Colizeum и Cybex:X имеют сети, насчитывающие не одну сотню заведений – это впечатляющий результат, учитывая, что инвестиции в открытие компьютерного клуба начинаются от 5-10 миллионов рублей, и легко могут перевалить за несколько десятков, а то и сотню миллионов для клубов с киберспортивной ареной, на которой можно проводить крупные турниры и мероприятия.
Стабильность в сегменте франшиз общественного питания. Общественное питание – это бизнес, который год из года занимает большое количество мест в топ-100. В 2024 году второй раз выделяются в отдельные категории суши и кофейни – вместе с ними из категории питания у нас в топ-100 целых 20 франшиз. Можно быть уверенным в том, что в отличие от компьютерных клубов или медицинских лабораторий, кафе, рестораны, фаст-фуд и службы доставки всегда будут востребованы населением.
Также наблюдается уменьшение количества франшиз магазинов одежды и обуви. В 2023 году, после массового исхода международных брендов из России, в топ-100 смогла попасть только 1 франшиза магазинов детской одежды Gulliver, и в этом году тенденция сохранилась – в сотне лучших единственная франшиза магазинов одежды, только не детской, а женской – Elis. Экспертная комиссия связывает это с массовыми ребрендингами на этом рынке, и ожидает возвращения крупных сетей франшиз одежды в топ-100 в рейтинге следующего года.
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?