Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Мерчандайзеры владеют терминологией, но коммуникативные навыки требуют корректировки.
Новое исследование АМА "Мерчандайзинг: термины, принципы, коммуникация в торговой точке"
С 25 октября по 7 ноября 2022 года АМА Ассоциация мерчандайзинговых агентств провела исследование на тему "Мерчандайзинг: термины, принципы, коммуникация в торговой точке". Целью опроса было определение уровня подготовки полевого персонала к самостоятельной работе в торговых сетях.
Качественное выполнение обязанностей сотрудниками отрасли, связанными с реализацией товара и его продвижением внутри магазина, является одним из ключевых аспектов повышения уровня продаж. И в этом заинтересованы все игроки рынка: производители, ритейлеры и мерчандайзинговые агентства. Понимание "слабых мест" и пробелов в знаниях позволяет построить обучение полевого персонала, усилив теоретическую и практическую подготовку в нужных направлениях.
В опросе приняли участие 176 специалистов. Ядром целевой аудитории исследования стали мерчандайзеры - 90,9% (160 человек). Также к опросу проявили интерес супервайзеры, торговые агенты, территориальные менеджеры, промо-консультанты.
55,1% (97 человек) респондентов - опытные сотрудники со стажем работы в настоящей должности более 3-х лет. 28,4% (50 человек) имеют опыт работы на позициях полевого персонала от 1 года до 3-х лет. И 16,5% (29 человек) - сотрудники с небольшим опытом до 1 года.
Среднее количество баллов из 38 возможных, набранное участниками, составило 18. При этом, 30+ баллов смогли получить за опрос 17,6% (31 респондент), и 8 человек ответили верно на все вопросы.
Максимально легкими для участников исследования оказались вопросы, касающиеся в большей степени теории и терминологии мерчандайзинга (прим. выборка включает вопросы с одним вариантом правильного ответа):
Наибольшую трудность вызвали вопросы, относящиеся к практике - начиная от коммуникации и алгоритма действий в торговой точке, и заканчивая навыком определения оптимального заказа (прим.выборка включает вопросы с одним вариантом правильного ответа):
Несмотря на то, что основную часть респондентов составили опытные мерчандайзеры, средний балл опроса оказался ниже значения "удовлетворительно" - 19,65 балла. А ключевые пробелы преимущественно касаются практических действий сотрудников в местах продаж.
Являются ли полученные результаты закономерностью на большинстве реализуемых проектов? С чем это связано? И как решать данную проблему? Комментируют эксперты отрасли.
Глеб Макин, Исполнительный директор ГК "ГРАДУС", Президент АМА
Картина, которую дало исследование, показательна. Пусть выборка и небольшая, но, если бы опросили тысячу и больше, вряд ли что-то изменилось. Опытный мерчандайзер, в принципе, знаком с базовыми понятиями. Но для того, чтобы разбираться в предмете глубже, осознанно варьировать алгоритм действий и коммуникации, нужна мотивация. А она далеко не всегда есть у линейного персонала. Работа для галочки и отсутствие вовлеченности - это то, с чем надо работать. Нужно мотивировать людей прокачивать личные навыки, вовлекать в процесс, давать ощущение, что мерчандайзер - активный соучастник важного проекта.
Можно сколь угодно мотивировать рублем, но пока сотрудник не осознает хотя бы минимальную важность того, чем занимается, кроме относительно комфортного способа заработка, ни о какой вовлеченности и глубоких знаниях не может быть и речи. И это надо делать на всех этапах: от первого интервью при приеме на работу, до проработки системы карьерного роста. Вежливое, подчеркнуто уважительное отношение к сотрудникам, бесплатные курсы повышения квалификации, где человек получает не только определение, что есть мерчандайзинг, золотая полка, планограмма и т.д. Мотивировать нужно тем, что даются реальные знания и коммуникативные навыки, которые пригодятся, как в работе, так и в повседневной жизни. Вот, пожалуй, тот путь, по которому стоит идти. Сотрудник начинает уважительно относиться к компании-нанимателю, верит в то, что работает не только за "морковку", тогда появляется мотивация развиваться и получать знания, переходить на новый уровень. Обучение должно само по себе быть мотивацией. Нужно поддерживать и развивать в людях уважительное отношение к сфере своей деятельности, чтобы мерчандайзеры не считали себя "продвинутыми" курьерами. Надеюсь, совместными усилиями участников АМА нам удастся этого достигнуть.
Анна Титова, Head of T&D, ITM Group
Как показывает практика, все весьма закономерно. В опросе приняли участие преимущественно опытные респонденты, базовые знания в мерчандайзинге закрепляются быстрее и результативнее. А вот структура работы, рекомендованный заказ, коммуникация - те темы, которые вызывают сложности в большинстве случаев.
А самое главное, мы с определенной периодичностью рекомендуем повторять подобные обучения, например, раз в полгода. Потому что время вносит свои коррективы: меняется ситуация в торговых точках, появляются новые сложности и возражения у сотрудников сетей. Тут задача простая: оперативно выработать новый алгоритм действий и придерживаться его.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/bc9/nbzdctqpxild51he4jfc3h113iymnwok/anons5.jpg)
Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?