Посмотрите видеообзор магазина «Жизньмарт»
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Жизньмарт»: как устроен кафе-магазин быстро растущей сети
Голосовой помощник в торговом зале, бесплатная вода для покупателей и 95% ассортимента под собственной торговой маркой. Сеть кафе-магазинов «Жизньмарт» из Екатеринбурга на днях открыла свой 55-й по счету магазин. Ритейлер уже вышел на рынки Челябинска и Тюмени, а сейчас строит амбициозные планы экспансии в Санкт-Петербург. В рамках #ЭкспедицияRetail 2022 мы прогулялись по одному из магазинов в домашнем регионе сети и рассказываем, как он устроен.
Магазин в недавно построенном жилом комплексе бизнес-класса на улице Московской открылся в начале лета этого года. Его площадь 130 кв. м, из которых порядка 100 кв. м занимает торговый зал. Эту точку можно отнести к стандартному большому формату. В формате мини площадь «Жизньмарта» обычно варьируется от 20 до 60 кв. м.
«Сейчас в магазине представлено 1500 SKU, – говорит Ксения Лысенко, директор по франчайзингу, – как правило, это один товар в каждой категории. Мы хотели ограничить покупателя от мук выбора. Собрать в нашем магазине «ежедневную» корзину можно за 8–10 минут».
Причем корзина может быть разной в прямом смысле этого слова. В «Жизньмарте» учли, что часто покупатели берут всего одну–две позиции с полки. И добавили помимо пластиковых корзин стандартного размера корзины мини-формата.
Такой магазин обслуживают четыре человека: старший продавец смены и три рядовых сотрудника. Они же в случае надобности выступают в роли курьеров. Однако «брошенным» в торговом зале гость себя не чувствует: на полках весьма много информационных табличек.
Было бы ожидаемо увидеть шелфтокеры с информацией о скидках, однако здесь покупателям чаще напоминают о составе продуктов или извиняются за отсутствующий товар. Причем отдельная фишка: никаких стандартных фраз.
«Мы хотели сделать магазин, в котором покупателя никто не будет дергать и где ему не нужно будет ни с кем лишний раз взаимодействовать, – поясняет Ксения Лысенко. – Но информацию доносить все-таки нужно. Например, у нас много готовой еды с короткими сроками хранения, эта категория составляет от 40 до 60% оборота. И мы понимаем, что не можем всегда держать на полке полный ассортимент, иначе будет много списаний. Пустая полка выглядела некрасиво, и мы придумали, как это можно изменить. Так появилась эта табличка».
Еще одно ноу-хау – портреты производителей возле товара. 95% ассортимента «Жизньмарта» составляют товары СТМ . При этом сеть ориентируется на местных поставщиков и планирует знакомить с ними покупателей в том числе и таким образом.
Короткие и ультракороткие сроки годности продуктов обязывают почти ежечасно отслеживать актуальность товара на полке. Однако здесь позаботились о том, чтобы исключить ошибки из-за человеческого фактора.
«В наших магазинах невозможно купить просроченную еду, – комментирует Ксения Лысенко. – Мы разработали технологию и внедрили ее на уровне партионного учета и касс. Если, например, мы не успели вовремя снять товар с витрины и он остался там лежать, купить его все равно не получится. В этом случае на кассе покупатель получит сообщение на экране: “К сожалению, срок годности истек и мы не можем продать вам этот товар”».
Причем это сообщение в торговом зале продублирует голосовой помощник.
«Есть бабушка, которая записала для нас много аудиодорожек, – говорит Ксения Лысенко. – Так что этого помощника мы так и называем: «бабушка». Все спрашивают, почему мы выбрали именно такой голос. Нам кажется, что бабушка – это что-то про доброту, душевность, семью. Она дублирует множество сообщений. Например, сообщает о новых заказах на доставку. И это работает в две стороны: сотрудники понимают, что нужно собрать заказ, а покупатели, которые находятся в торговом зале, узнают об этой услуге. Также «бабуля» сообщает о проблемах в кассовой зоне, если у покупателя, например, возникли трудности с оплатой. Или если товар по какой-то причине не внесли в накладную, а реализация на кассе уже началась – тоже прозвучит голосовое сообщение с напоминанием об этом».
Еще голосовой помощник сообщает, когда пора доставать хлеб из печи или о готовности кофе для конкретного гостя. Заказать напитки можно на кассе самообслуживания. Если клиент приносит свой стакан – ему дарят скидку 7%.
Зона открытой кухни занимает практически всю середину торгового зала: помимо печи для хлеба и кофе-автомата, здесь есть печь для паровых азиатских булочек, автоматы для приготовления лимонада или глинтвейна и апельсинового сока.
В зоне кафе помимо столиков предусмотрены вешалка для одежды, бесплатный Wi-Fi и детский уголок.
Кроме того, здесь можно бесплатно воспользоваться столовыми приборами, налить питьевой воды и даже набрать льда.
«Мы тянули водопровод для кофе-автомата, – говорит Ксения Лысенко. – То есть воду в торговый зал вели в любом случае. И подумали: почему бы не дать покупателям возможность ее набирать? Потом поставили рядом ледогенератор. Теперь у нас в ассортименте появились айс-напитки. И, конечно, мы оборудовали в магазине гостевой туалет.
Также сейчас сеть тестирует свою карту лояльности, по которой предусмотрены специальные цены на отдельные товары. Кроме того, покупателям доступна оплата товара по QR-коду: эту возможность в «Жизньмарте» реализовали буквально через сутки после отключения в стране глобальных сервисов по бесконтактной оплате.
Об истории, корпоративной культуре и планах развития сети «Жизньмарт» почитайте в интервью основателя компании Иван Зайченко, «Жизньмарт»: «Планируем открыть 3700 магазинов к 2027 году».
Людмила Клыженко, Retail.ru
Читайте также:
Иван Зайченко, «Жизньмарт»: «Планируем открыть 3700 магазинов к 2027 году»
Почему и как сеть «Жизньмарт» разрабатывает собственные ИТ-решения для торговли
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей
ИТ в ритейле: как преодолеть кризисные сценарии?
Иван Зайченко, «Жизньмарт»: «Хотим изменить то, как люди покупают продукты»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?