Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Три знаковых открытия 2018 года
Как изменили московский ритейл «ГиперГлобус», «Ашан» и EuroSPAR
2018 год был богат на события в рознице: переходы топ-менеджмента от одного лидера рынка ко второму, закрытие порядка 20 региональных и ряда московских сетей, продолжение роста федералов и сетей-специалистов, негативные прогнозы на конец года, общая атмосфера нервозности, спешки и понимания, что нужно двигаться дальше. Для московского ритейла 2018 год был насыщенным, произошел ряд изменений и знаковых открытий. Можно с уверенностью сказать, что началась настоящая конкуренция и наконец-то покупатель становится центром внимания.
Давайте рассмотрим особенности трех новых московских концепций. Все три концепции – интересные примеры того, как поменялся ритейлер. Каждая концепция по-своему интересна.
«ГиперГлобус 3.0» в Котельниках
«ГиперГлобус» в новой концепции в Котельниках открылся 30 ноября 2017 года. Разработка концепции и идей «ГиперГлобус 3.0» шла внутри команды, с помощью привлеченных партнеров и поставщиков в общей сложности порядка 1,5 года. До проекта команда изучила опыт и подход ряда европейских гипермаркетов. Строительство торгового зала площадью 12 700 кв. м и такого же метража производственных и складских помещений заняло 9 месяцев вместо запланированных 12 месяцев. Интересно, что «ГиперГлобус» назначает дату открытия и все открытия делает точно в срок.
Задача у ритейлера была непростая – открыться в новой для себя части Москвы и области, привлечь к себе покупателей, оттеснив давно привычные местным жителям гипер- и супермаркеты. В районе открытия — в Люберцах, Жулебино, Выхино, Некрасовка, Кожухово, Ново-Косино и агломерации ряда подмосковных городов — порядка 1,5 млн жителей. Для покупателей «ГиперГлобус» постарался сделать максимально комфортный, вкусный и интересный магазин.
В концепции 3.0 есть ряд констант:
- Ставка на качество.
- Собственное производство — мясо, рыба, хлеб, кулинария, зона ресторана и finger-food (пицца, выпечка, мороженое).
- Два входа в гипермаркет.
- Бренд-бук и фирменные цвета.
Среди новшеств:
- Левый вход — широкий и яркий — ведет сразу же в «свежее сердце» гипермаркета. В предыдущем формате зал начинался с алкоголя, свежие группы были расположены в привязке к цехам, которые традиционно размещаются по дальней стене, фрукты и овощи — по центру магазина.
- Готовая еда — прямо рядом со входом. У покупателя есть выбор — если он голоден, можно сразу поесть в ресторане. Если голод терпит, купить готовые блюда — от супов, салатов, соусов, напитков до вторых блюд в начале покупок. Значительная часть готового ассортимента уже взвешена и упакована, часть — в обслуживании. В ходе проектирования торгового зала было оптимизировано количество производственных зон. Вместо привычных двух цехов: один — для ресторана, второй — для торгового зала. Производство сейчас одно, оно работает на две стороны и его полностью видно покупателям. По сути, производство для зала и ресторана — это одни процессы, персонал, камеры для хранения, оборудование и один руководитель. Теперь оно едино, и покупатели видят, как и из чего все готовится, а также могут купить все в одном месте – еду на вынос, блюда, которые можно сразу съесть в ресторане.
- Принцип открытого рынка — в свежих отделах «ГиперГлобуса 3.0». Низкая выкладка позволяет покупателю охватить все подгруппы товаров и обзор на следующие отделы.
- Новое размещение акционных зон. «ГиперГлобус» решился на эксперимент – большая сезонная зона теперь расположена по центру гипермаркета, вторая — на пересечении центрального прохода и второго входа в нон-фуд. Подобное расположение акционных зон применяется в ряде европейских гипермаркетов. Сеть решилась на эксперимент, и он хорошо работает. Общая площадь акционных зон составляет 650 кв. м. Каждые 2 недели «ГиперГлобус» меняет тематику и ассортимент согласно четкому плану.
- Удобство и просматриваемость зала. В концепции 3.0 нет стеллажей с высотным хранением. Используются стеллажи 1,6 и 1,8 м. Зал опоясывает широкий фриз в брендовом оранжевом цвете с объемной навигацией по категориям. Из каждой точки зала покупатель в три направления видит, какие идут следующие отделы. В новой концепции «ГиперГлобуса» все оптимизировано в пользу удобства покупателей.
- Новая концепция косметического отдела. Вся косметика представлена на низких и недлинных регалах белого цвета. Сам отдел — эргономичный и обтекаемой формы, с рядом фокусных точек. Косметику сегодня можно купить где угодно. Красота, привлекательность и уют важны для людей, поэтому вид отдела они помогает спровоцировать на покупки.
- Детская комната. «ГиперГлобус» сам оперирует детской комнатой. Сеть готовилась к открытию более полугода, тщательно, подбирая материалы, дизайн и персонал. Безопасность, качество и сервис — три столпа «ГиперГлобуса».
За год работы новый магазин в Котельниках занял прочное место в головах и кошельках покупателей. С пятницы по воскресенье в гипермаркете настоящий аншлаг. В высокий летний сезон и под праздники магазин работает круглосуточно, что актуально для этой части Москвы и области с проблемным трафиком. Формат 3.0 стал настоящим destination store — люди приезжают и за покупками, и провести время в комфортном новом магазине.
Новая концепция «Ашан»
«Ашан» — один из первых глобальных ритейлеров, открывшийся в России еще в 2002 году. Сеть зашла в Москву, открыв огромные, чистые, светлые гипермаркеты, полные товаров и акций, ассортимента интересных французских продуктов — сыров, молочки, кондитерки.
Успех был ошеломляющий! После открытия покупатели готовы были стоять в очереди на кассу три часа, — 50 тысяч покупателей в день в одном магазине. Такое и не снилось большинству ритейлеров!
Сеть быстро росла. Покупатели привычно доверяли предложению «Ашана» «низкие цены — широкий выбор». Со временем магазины растеряли свои преимущества — цены выросли значительно. С введением санкций не стало французской молочки и сыров. Во многих отделах «Фрукты — овощи» все чаще сеть пыталась продавать откровенную некондицию.
Кризис 2014 года внес свою лепту, повлияв в целом на гипермаркеты. Люди стали меньше закупать впрок, снизили средний чек в гипермаркетах примерно вдвое. Перешли на тактику дозакупок необходимого рядом с домом. Россияне в последние 10 лет стали продвинутыми, опытными покупателями, привыкли к хорошему, для них имеет значение интерьер магазина и комфорт покупок.
Сегодня для любой торговой сети рискованно не меняться дольше, чем 5 лет.
В 2018 году, после того как «Ашан» из топ-3 подвинула «Лента», Ашан пропустил фреш-удар от ряда сетей-конкурентов и решил пересмотреть подход. В апреле-мае 2018 года «Ашан» открыл 4 магазина в новой концепции, тем самым запустив тест в нескольких – гипермаркет, сити-формат, переформатировав «Атак» в «Ашан-Сити». Собственники сети — семья Мюлье — лично приезжали на открытие.
В новой концепции «Ашан-Сити» в ТЦ «Капитолий» появилось:
- Деление торгового зала на «два мира» — вдохновляющий фреш на входе, нон-фуд и бакалея – во второй части магазина.
- Фреш-отделы — действительно фреш. Размещение островами, новое оборудование, помогающее подать товар лучшим образом. Особенно покупатели довольны обновленным рыбным отделом. Очень впечатляет отдел восточных сладостей и отдел «Мой гриль», где можно заказать шашлык.
- Зона кафе — в сердце свежего мира. Удобное кафе в современном теплом дизайне, с разными зонами посадок, с возможностью легко заехать в него с тележкой, с розетками для телефонов, а еще понятное меню и комбо-предложения – все это понравилось покупателям. «Вкусно и недорого», — говорят они.
- Новый, человечный копирайт — «К Вашим услугам», «Мой фреш-бар», «Вкусно и полезно», «Присоединяйся к нашему косяку. Чат Отдела Рыба и Морепродукты». Такого мы не привыкли ожидать от «Ашана»!
- Прагматичный подход к обновлению интерьера. Зал подвергся косметической реконструкции, пол остался прежним, «Ашан» покрасил потолки в теплый серый цвет, тем самым добавив уюта и цветом занизив высоту. Были разработаны новая концепция графики и новый дизайн свежих отделов с фирменной решеткой в цвете отдела. Свежая часть магазина подсвечена спотами, добавлены интерьерные лампы в посадочных зонах.
Обновления не все люди воспринимают одинаково. Для части постоянных покупателей, привыкших к старому формату, «Ашан-Сити» кажется хаотичным — группы молочки разнесены по залу, не до конца понятным — нет привычной навигации. Жалуются на рост цен и плохое обслуживание, что типично для всей российской розницы.
Можно отметить, что отдел «Суши и вок» выглядит излишне крупным, вырванным из контекста, не на своем месте. Зона с «мастер-классами» — явно излишнее вложение денег, вряд ли позволит вернуть инвестиции в оборудование и потерянные квадратные метры.
В целом «Ашан» сделал отличный подход к реконцепции. По отзывам покупателей, в большинстве им нравится обновленный магазин: он выглядит больше, товар — лучше, всегда в доступе тележки.
Остается дождаться, как «Ашан» будет масштабировать концепцию или она так и останется особой — для особых районов Москвы. Развертывание концепции — это отдельная история для каждой сети.
Насколько эффективно и быстро можно прыгнуть от ценового дискаунтера в позиционирование «средний», покажет время.
EUROSPAR в Москве
SPAR Middle Volga — одно из самых успешных подразделений SPAR в России, имеющее более 10 лет опыта и свои сильные наработки. В России развитие франшизы SPAR сложилось так, что поначалу каждый франчайзи имел право открываться, используя свои возможности и знания, самостоятельно развивая производство и ассортимент, при этом соблюдая бренд-бук и продавая товары СТМ .
SPAR Middle Volga — сильный и опытный франчайзи. Помимо родного Нижнего Новгорода и области, откуда начала развитие сеть и сейчас занимает второе место по количеству магазинов (более 100), и третье место по товарообороту в области, расширилась в соседние города. Знаковым стал выход в Москву, где за последние полтора года SPAR Middle Volga открыл более 33 супермаркетов (от 1000 до 3000 кв. м) и экспресс-магазинов EuroSPAR.
Москвичи были знакомы с брендом SPAR. В ряде районов работали разнообразные по площади и оформлению магазины, без особой генеральной линии и сильных преимуществ. Чуть больше года назад SPAR Middle Volga принял решение об экспансии в Москву. Закрытие «Седьмого континента» помогло подобрать ряд правильных локаций — в центре района, у метро.
Около 5 лет назад SPAR Middle Volga разработал концепцию оформления своих магазинов.
Основные отличия концепции:
-
Привлекательный отдел «Фрукты-овощи» на входе. Широкий ассортимент, специальное низкое деревянное оборудование, плетеные корзины, спотовое освещение сразу создают очень располагающую к покупке атмосферу.
- Мерчандайзинг. Выкладка в EuroSPAR – немного товара, объемная выкладка, яркая выкладка с цветовым зонированием — это требует компетенции продавцов и обучения. В EuroSPAR функциональный кросс-мерчандайзинг — сразу продумана покупка. Примеры из торгового зала: к пицце — пиво; к свежему салату — помидоры, огурцы, авокадо, оливковое масло или майонез; шоколадная паста — к свежей булочке; томатная паста — к фаршу — и соус болоньез почти готов! Такая выкладка решает головную боль покупателя — помнить все или бегать по залу в поисках всех ингредиентов. Мерчандайзинг в EuroSPAR с лихвой окупает затраты. Неизбалованные подобной красотой покупатели закрывают глаза на цену повыше, чем в других магазинах, и вдохновляются на покупку. Кстати, EuroSPAR вовремя напоминает покупателям о важных событиях — рядом с тортами собственного приготовления POS «Поздравляем с Днем учителя», или просто ненавязчиво «SPAR рекомендует».
- Товар на вес в качественной подаче. Крупы, орехи, сухофрукты, конфеты в EuroSPAR поданы так, что возникает доверие, уважение к гигиене, желание самому отобрать, взвесить и купить нужное количество продуктов.
- Свежие отделы — хлеб, мясо, рыба — выглядят так, как их хочется видеть каждому покупателю. Большой выбор, вкусно, с одной стороны, системная выкладка и в то же время — нескучно.
- Главная особенность EuroSPAR — огромное количество готовой еды – вок, шаурма, суши, пицца, бургеры, плов и шашлыки, понятная цена — 42,90 рублей за 100 грамм, приготовление прямо в зале — за это отвечает Ваш повар SPAR. Все эти отделы расположены в дальней части магазина и являются ярким пунктом притяжения в дальнюю часть зала. В каждом магазина есть кафе, столики в котором всегда полны людей. Это означает полное попадание в потребности покупателей — выбрать и съесть здесь и сейчас, пообщаться с компанией друзей, передохнуть после трудного дня.
У покупателей расходятся мнения по поводу ценового уровня, качества продукции — в отзывах есть частные нарекания на просрочку и скорость обслуживания на кассах. Однако это не помешало EuroSPAR за короткое время обойти по привлекательности давно работающие столичные сети и стать для покупателей добротным магазином среднего класса у дома.
Подводя итоги, хочется отметить, что наконец-то для сетей покупатель и его актуальные нужды и потребности становятся самым важным при открытии новых магазинов, а не SKU, метры и масштабирование сети. Только так можно занять место в сердце и кошельке покупателя!
Ирина Болотова, специально для Retail.ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/bc9/nbzdctqpxild51he4jfc3h113iymnwok/anons5.jpg)
Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?