Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Свежий формат «Пятерочки»
«Пятерочка» открыла магазин в обновленном дизайне. Это первый шаг к реформированию всей сети — как внешнему, так и внутреннему. В универсаме в Зеленограде новый концепт реализован примерно на 60%. Окончательно сеть доработает концепцию к осени 2019 года. Как выглядит обновленная «Пятерочка» — в нашем фоторепортаже.
У каждой концепции есть срок жизни, и в ритейле он составляет в среднем от 4 до 6 лет. «Потом покупателям становится скучно — концепт приедается и устаревает в силу естественных причин», — отметил Сергей Гончаров, генеральный директор сети магазинов «Пятерочка». В последний раз сеть обновляла свои магазины в 2013–14 годах, и результаты были очень хорошими. Ранее в компании отмечали, что сопоставимые продажи после реконструкции «Пятерочек» росли в среднем на 15%, а трафик в некоторых случаях увеличивался на 40%.
Обновленная «Пятерочка» будет бороться за трафик не только с другими продуктовыми магазинами, но также с точками общепита, пекарнями, почтовыми отделениями, наконец, с местами, где человеку приятно проводить время. Сверхзадача нового концепта — наполнить процесс покупок приятными эмоциями.
В рамках новой концепции «Пятерочка» станет фреш-ареной, то есть фокус будет сделан на свежие фрукты и овощи, а также на продукты, готовые к употреблению.
Хлеб будет выпекаться прямо в магазине и выкладываться на специальные стеллажи, сохраняющие свежесть. При этом витрины устроены так, что хлеб нельзя брать руками — только при помощи специальной лопатки. Впрочем, новации внедряются не без трудностей. После того, как в первом обновленном магазине от стеллажей за 20 минут посетители отломали 5 дверок, стало понятно, что покупателям надо показать, как пользоваться лопатками и, по крайней мере, снабдить витрины инфографикой.
Навигация в обновленных точках станет более удобной: появятся петлевые проходы, ускоряющие путь к нужным отделам. Также «Пятерочка» решила стандартизировать размер и оформление коробок, в которых товар выносится в зал, и сейчас прорабатывает этот вопрос с поставщиками.
Второй приоритет — сервис и качество обслуживания. Часть новой концепции — постаматы и пункты выдачи заказов интернет-магазинов. Зайдя в «Пятерочку», человек сможет и сделать покупки, и получить посылки. На юге Москвы «Пятерочка» тестирует пилот по доставке продуктов на дом. Пока еще компания пробует различные варианты организации экспресс-доставки и не исключает сотрудничества со специализированными сервисами.
Отличий между «Пятерочками» в разных районах и регионах станет больше. Согласно прежней концепции в сети было 4 формата магазинов, они отличались в первую очередь размерами и широтой ассортимента. Теперь при помощи инструментов анализа больших данных, в том числе с использованием данных программы лояльности, компания сформировала десятки ассортиментных кластеров. В магазинах новой концепции ассортимент и планограмма будут зависеть от потребностей покупателей в конкретном районе: где-то будет больше еды на вынос и готовых блюд, а напитки разместят у входа, где-то, напротив, будет расширен базовый ассортимент. Все определяет локация.
Сейчас «Пятерочка» реализует долгосрочный проект по оптимизации ассортимента и товарных запасов на основе анализа больших данных. Теперь компания планирует ассортимент с учетом конкурентного окружения точки, среднего дохода семей в районе магазина и трендов в ритейле и потреблении. Сеть также рассматривает необходимость привлечения категорийных менеджеров, работающих только с товарами с короткими сроками годности.
От начала работы над новым концептом до застройки первого магазина прошло 3 месяца. В компании соглашаются, что это экстремальный срок, но именно «обкатка» концепта на практике и подход к решению задачи в несколько этапов позволяет добиться цели. «Мы постепенно приходим к желаемому результату, — отметил Сергей Гончаров. — Мы видим, что получилось, что нет, отказываемся от того, что не сработало, движемся дальше. Идем целенаправленно к тому, что хотим видеть. Это очень ценно! Но не все так готовы работать. Для экспериментального подхода нужно определенное понимание, отсутствие прагматизма, открытость сознания и готовность вот так работать». Первые реконструированные магазины работают всего несколько месяцев, но уже показывают результаты.
К 2024 году «Пятерочка» планирует увеличить долю СТМ в ассортименте с нынешних 13% до 22%. Для сравнения сейчас в «Перекрестке» и «Карусели» она составляет 6% и 4% соответственно. Также увеличится число товарных категорий с СТМ.
Обратная связь — важнейший фактор в создании магазинов, приносящих хорошие эмоции. В «Пятерочке» выяснили, что в 95% случаев человек, который обращается на горячую линию с жалобой и получает адекватные ответы, впоследствии становится лояльным клиентом. Компания планирует использовать программу лояльности для изучения поведения покупателей, а также наладить многоканальную систему обратной связи через колл-центр и при помощи разнообразных опросов.
Распознавание лиц для оплаты покупок — одна из новейших технологий, которую сегодня тестирует «Пятерочка». Покупатель сможет создать свой face-ID (идентификатор лица) и привязать его к банковской карте прямо в магазине. После этого в специально оборудованных магазинах он сможет больше не тратить время на кассовое обслуживание, а просто заходить, брать нужные товары и идти домой. Сумма покупок будет автоматически списываться с карты. Технологическая платформа проекта разрабатывается собственной командой X5. Также до конца года «Пятерочка» планирует запустить пилотный сервис снятия наличных с карты на кассе. Эта опция будет доступна только при совершении покупки. Сейчас компания прорабатывает техническую сторону вопроса.
Начиная с июля 2019 года все магазины «Пятерочки» будут открываться в обновленном дизайне. В плановом режиме все универсамы сети изменятся в течение 5 лет. По плану руководства, к концу 2020 года реконцепция будет проведена в 30% магазинов.
Retail.ru
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.