Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Станция Молочная»: путь молока от фермы до полок торговой сети «Пятёрочка»
Одна из флагманских собственных торговых марок «Пятёрочки» – «Станция Молочная», ассортимент которой включает молоко, кефир, творог, сметану, сливки, ряженку, сливочное масло и др. Но кто производит молочную продукцию для ритейлера и можно ли быть уверенным в ее качестве? Мы побывали на производстве бренда, проследили весь путь молока от коровы до магазина и с уверенностью отвечаем – можно.
Фото: «Пятёрочка»
Фото: «Пятёрочка»
Торговая сеть «Пятёрочка» активно развивает собственные торговые марки (СТМ). Доля СТМ в объеме продаж компании на сегодняшний день достигает 25%. Одна из самых востребованных категорий СТМ – молочные продукты, где представлены собственные бренды Liebendorf, «Свежий ряд», «Вкус & Польза» и флагман «Станция Молочная».
Фото: «Пятёрочка»
Фото: «Пятёрочка»
Флагманская линейка демонстрирует стабильный рост – с февраля 2024 года продажи продукции бренда увеличились на 42% и достигли более 218 млн упаковок. Доля чеков с товарами бренда составила 13,2%, увеличившись на 15% по сравнению с предыдущим годом – сегодня каждый седьмой-восьмой чек содержит продукцию «Станции Молочной». В 2025 году компания планирует существенное расширение ассортимента и ребрендинг марки.
Для того чтобы предоставлять покупателям максимально свежие и качественные молочные продукты, «Пятёрочка» в каждом регионе России сотрудничает с ведущими местными производителями. Редакция Retail.ru побывала в животноводческом комплексе «Ручьевское молоко» и Дмитрогорском молочном заводе в Тверской области (входят в группу компаний «Агропромкомплектация»), который производит продукцию для бренда «Станция Молочная». Рассказываем о том, какой путь проходит молоко, чтобы оказаться на полке «Пятёрочки».
Фото: «Пятёрочка»
Ферма: счастливая корова – вкусное молоко
ГК «Агропромкомплектация» – предприятие полного цикла, среди направлений его деятельности растениеводство, кормопроизводство, свиноводство, молочное животноводство, переработка молока, мясопереработка. Это позволяет контролировать качество производства молока и мяса на всех этапах.
Фото: «Пятёрочка»
Путь молочной продукции «Станции Молочной» начинается в животноводческих комплексах, где выращиваются и содержатся коровы голштинской породы — она входит в топ-3 по продуктивности и дает до 15,5 тыс. литров молока в год. В Тверской области «Агропромкомлектация» имеет два комплекса – «Ручьевское молоко» и «Дмитрогорское молоко».
Фото: «Пятёрочка»
В животноводческих комплексах отдельные корпуса для коров разного возраста. В «родильном отделении», где работают акушер и лечащий врач, на свет появляются телята, которые затем на 75 дней помещаются в «ясли» – индивидуальные домики с небольшими выгульными площадками, где за ними особенно внимательно ухаживают. Следующий корпус – «детский сад», здесь содержатся только телочки от 3 до 6 месяцев. Далее они помещаются в отдельный блок для телят от 6 до 12 месяцев, затем в корпус для коров старше 12 месяцев. В нем уже проходит осеменение телочек. Молодые бычки после трех месяцев отвозятся на отдельную площадку.
Фото: «Пятёрочка»
Доильный блок расположен отдельно, коровы приходят сюда три раза в день на дойку, которая занимает 5-6 минут. Чтобы добиться максимального комфорта для животных и, следовательно, максимальной молокоотдачи, процесс и технология дойки выверены до секунд.
Полученное молоко охлаждается до 8°C в специальных танках и без контакта с воздухом закачивается в молоковозы, которые тут же отправляются на Дмитрогорский молочный завод, расположенный в нескольких километрах.
Фото: «Пятёрочка»
На ферме уделяют особое внимание комфортному содержанию коров, с животными работают обученные специалисты – зоотехники и ветеринары, корпуса ежедневно чистятся, животным устраивают мягкие комфортные лежанки, в жаркую погоду автоматически включаются вентиляторы. По словам директора животноводческого комплекса «Ручьевское молоко» Тимофея Миркеева, особенное удовольствие коровам доставляют автоматические «чесалки».
Особое внимание также уделяется изготовлению кормов. Два основных вида кормов на фермах – силос и сенаж. Силос готовят из кукурузы, сенаж из зернобобовой смеси. Корма завозят с собственных полей и прессуют для уменьшения количества воздуха. По словам Миркеева, это естественная природная консервация, такие консервированные корма могут храниться несколько лет.
Фото: «Пятёрочка»
«Благодаря отработке и постоянному улучшению технологии содержания и кормления животных, «Агропромкомплектация» каждый год повышает надои без увеличения количества комплексов. В 2024 году группа компаний дала валовой надой 230 тыс. тонн молока. Мы вошли на уровень более 12 тыс. литров на корову в год. Компания сегодня на третьем месте по молочной продуктивности в России. За последние пять лет мы поднялись с восьмого на третье место именно за счет налаживания и улучшения технологии в имеющихся комплексах», – рассказал Тимофей Миркеев.
Фото: «Пятёрочка»
Производство: стерильность, автоматизация, роботизация
Дмитрогорский молочный завод работает с 2018 года и перерабатывает до 450 тонн молока в сутки. Предприятие производит более 140 видов молочной продукции – пастеризованное молоко, кефир, ряженку, творог, сливочное масло и др. под брендом «Искренне ваш». Вся продукция завода производится в соответствии с требованиями ГОСТа.
Фото: «Пятёрочка»
Молоко: только первый сорт
Молоковозы от собственных животноводческих комплексов «Агропромкомплектации» доезжают до Дмитрогорского молочного завода за 15-20 минут. Здесь происходит приемка молока, которая в обязательном порядке включает контрольный микробиологический анализ на соответствие молока ГОСТам и другим установленным требованиям.
Фото: «Пятёрочка»
«Мы проверяем жир, белок, плотность, кислотность, термоустойчивость молока, в обязательном порядке тестируем на присутствие антибиотиков, остатков лекарственных препаратов, содержание соматических клеток. Если молоко хоть в чем-то не соответствует, мы его не принимаем. У нас есть спецификация, что мы не можем принимать молоко второго сорта и бессортовое», – рассказала руководитель службы качества Дмитрогорского молочного завода Татьяна Васильева. Контрольные микробиологические тестирования проводятся на всех этапах производства и фасовки продукции завода.
Фото: «Пятёрочка»
Первичный анализ занимает 15-20 минут. Если показатели соответствуют всем установленным нормам, молоко допускается в производство и перекачивается в специальные танки. После полной разгрузки молоковоз перемещается на мойку, где производится полная дезинфекция. Только после этого молоковоз может возвращаться на фермы.
Фото: «Пятёрочка»
После загрузки в танки молоко проходит обработку – очистку, деаэрацию (удаление воздуха, попавшего во время транспортировки), гомогенизацию, охлаждение, нормализацию и др. Далее молоко направляется на пастеризацию, которая проводится при температурах от 75 градусов Цельсия. Для каждого продукта необходим свой уровень пастеризации – после низкотемпературной обработки молоко идет на творог, самая высокая температура – для пастеризованного молока. Технология низкотемпературной пастеризации позволяет уничтожать бактерии и сохранять в молоке полезные микроорганизмы, кальций и витамины. После пастеризации молоко отправляется либо на фасовку, либо в цеха — на производство кисломолочных продуктов. Мойка танков производится каждые 14–15 часов.
Фото: «Пятёрочка»
Фото: «Пятёрочка»
Бутылки для розлива молока изготавливаются прямо на линии завода: под высокими температурой и давлением они за секунду выдуваются из маленьких пластиковых заготовок и тут же ставятся на линию розлива.
Ферментация: все дело в закваске
Творог – один из основных продуктов Дмитрогорского молочного завода. Для производства творога в обработанное молоко вносится закваска. Полученная смесь поступает в котлы в творожном цехе емкостью 15 тонн каждый и начинается процесс закваски. Смесь отличается плотностью в зависимости от того, какой творог готовится – 0%, 5% или 9% жирности. Творог сквашивается примерно 6-8 часов, полученный сгусток нагревается и варится около 3 часов. После этого творог готов и поступает на фасовку, затем в охладитель и с температурой до +6 градусов отправляется на склад готовой продукции.
Фото: «Пятёрочка»
Производство зерненого творога немного отличается и по технологии похоже на производство сыра. Для него используется другая закваска, установки для его изготовления оборудованы специальными лирами, которые перед нагреванием и варкой аккуратно разрезают полученный сгусток творога для формирования «зерна». Потом «зерно» промывается, отправляется в кример (смеситель) и смешивается со сливками. Зерненый творог – обезжиренный, к нему добавляются сливки жирностью 11%, и на выходе получается продукт с 5% или 9% жирности.
Фото: «Пятёрочка»
Все процессы производства автоматизированы и проходят в закрытом режиме, контакт человека с продукцией исключен. Все оборудование раз в сутки моется. На фасовке работают роботы-укладчики.
С использованием технологии ферментации и закваски изготавливаются также кефир, ряженка, сметана, йогурты. Кефирная закваска готовится на кефирных грибках в специальном изолированном отделении, куда ни у кого нет доступа – чтобы исключить заболевания грибков.
Фото: «Пятёрочка»
Дмитрогорский молочный завод производит до 70 тонн молока, 60 тонн кефира, 47 тонн творога и до 25 тонн сметаны в сутки.
Контроль качества: без права на ошибку
Как уже упоминалось, на всех этапах производства и фасовки вся продукция завода проходит контроль качества. На каждом этапе из каждой партии берутся образцы на физико-химический и микробиологический анализ. В течение фасовки отдел контроля качества еще несколько раз проверяет продукцию. Последний анализ проводится, когда продукт уже расфасован и остыл – перед допуском на отгрузку.
Фото: «Пятёрочка»
Собственные фермы, отлаженные технологии производства, многоступенчатый контроль качества позволяют компании выпускать продукцию с высоким сроком годности. «Срок хранения пастеризованного молока говорит о качестве сырья и чистоте производственного процесса. Если молоко стоит более 15 дней, это говорит о том, что сырье было очень качественным, а процесс производства – очень чистым и максимально закрытым. Все сроки годности устанавливаются с запасом в 30%. То есть если у кефира указан срок годности 12 дней, фактически он будет годен 16 дней. Это стандартные требования для пищевой продукции», – прокомментировал исполнительный директор Дмитрогорского молочного завода Дмитрий Свирин.
По данным GFK, доля собственных торговых марок магазинов на рынке FMCG по итогам 2024 года выросла на 1,2% по отношению к показателю 2023 года и достигла 11,5%. Лидером в общем объеме продаж СТМ стали бренды «Пятерочки» — их доля достигла 34,7%. В планах торговой сети на 2025 год – дальнейшее развитие и рост СТМ, ребрендинг марок, расширение ассортимента СТМ новой продукцией.
Юлия Синицына, Retail.ru

SPI robotics – интегратор сервисных роботов Pudu в России – расширил свой портфель решений.