Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Собрать и утилизировать. Duracell запустил масштабную программу по переработке батареек
Год экологии в России заканчивается, но реализация экологических инициатив для многих компаний только начинается. Так случилось с производителем элементов питания «Duracell», который в течение 2017 года придумывал и разрабатывал идею, а в декабре подписал долгосрочное соглашение о запуске федерального проекта по сбору и утилизации отработанных батареек с группой компаний «Мегаполисресурс», предприятием по переработке отходов, электроники и элементов питания. Уже в начале 2018 года, в ряде торговых сетей появятся фирменные боксы Duracell, куда любой человек может бросить свой вековой запас неработающих батареек и быть уверенным, что на челябинском предприятии они будут утилизированы без вредя для экологии. Как будет происходить сбор и утилизация отработанных элементов питания, узнаем в фоторепортаже Retail.ru.
В России продают в среднем 20 тыс. тонн батареек в год, а отправляют на утилизацию из них менее 1 %: 147 тонн батареек поступило на переработку в 2016 году и 65 тонн в первом полугодии 2017 года, согласно исследованию маркетингового агентства DISCOVERY Research Group. При этом, переработка 1 пальчиковой батарейки сохраняет 1 тыс. литров чистой воды и предотвращает образование 250 грамм отходов от добычи природного сырья, по данным ГК «Мегаполисресурс».
Юрий Коротаев, генеральный директор Duracell
В год экологии, вопрос утилизации опасных бытовых отходов звучит особенно остро, подкрепляясь законодательными инициативами и запуском экологических программам, которые, к слову, были и раньше, например, в компаниях «ВкусВилл», «ИКЕА». На сей раз, проект уникален своей масштабностью. «Задача – организовать федеральную сеть по сбору батареек в России при помощи наших ритейлеров, розничных магазинов», - рассказывает Юрий Коротаев, генеральный директор Duracell в России. Какие именно торговые сети будут участвовать в программе, пока не разглашается, но логично, что именно в магазинах люди чаще всего приобретают новые элементы питания, а значит и утилизировать такие отходы должны помогать ритейлеры. Предварительно проект оценивается в десятки миллионов рублей.
Сотрудничество с Duracell для ГК «Мегаполисресурс» крайне важный этап в жизни предприятия, ведь процесс утилизации состоит из 2 составляющих – сбора элементов питания и самой процедуры утилизации, рассказывает Владимир Мацюк, директор компании «Мегаполисресурс». При отсутствии достаточной инфраструктуры для сбора батареек, поступление их на завод происходит стихийно, неравномерно, а производственные мощности используются не в полную силу. Предприятие надеется, что благодаря сотрудничеству с производителем батареек, удастся наладить стабильный, планомерный сбор отработанных элементов питания и к концу 2018 года увеличить производительность предприятия в 1,5 раза с нынешних 700 тонн до более чем 1 тыс. тонн.
Фото предоставлено сервисом «Бокси»
Так как сбор батареек – это лицензированная деятельность в России, то вопросы по установке контейнеров, их транспортировке и обслуживанию в совместном проекте Duracell и ГК «Мегаполисресурс» будет решать «Бокси». Этот сервис был запущен самим заводом-переработчиком, для налаживания процесса сбора батареек в середине 2017 года. Сегодня, зеленые коробочки «Бокси» и призыв сдавать элементы питания на утилизацию уже услышали в банках, офисах, торговых центрах, библиотеках Москвы.
Фото предоставлено компанией Duracell
Чтобы понять, как происходит утилизация элементов питания, мы отправились на предприятие «Мегаполисресурс» в Челябинск, чья деятельность начиналась с утилизации фотоотходов (пленка и растворы). Сейчас предприятие имеет несколько линий по переработке различных типов отходов: электроника, ювелирный лом, драгосодержащие материалы, масла, полимеры. Направление по утилизации использованных батареек предприятие развивает с 2013 года, а 2016 году линию по переработке батареек предприятие закрыло на год, в связи с оформлением документов и модернизацией. В результате технических изменений, доля импортного оборудования снизилась с 50 до 15 %, а эффективность линии, за счет более качественной переработки, достигла европейского уровня - 80 % (при среднем показателе европейских заводов – 80-86 %). Общие инвестиции в технологию, в её современном виде, составили 18 млн. рублей.
На предприятии перерабатывают большое количество типов элементов питания, которые, для наглядности, представлены на стендах.
- марганцево-цинковые (в быту их называют солевыми, щелочными или алкалиновыми батарейками);
- никель-металл-гидридные (наряду с марганцево-цинковыми используются в бытовых приборах);
- литий-ионные (их можно встретить в телефонах, камерах, ноутбуках и т.д.);
- серебряно-цинковые (используются, к примеру, в часах),
- никель-кадмиевые (на их энергии работают электрокары, самолёты и троллейбусы),
- литий-тионилхлоридные (используются в промышленной электронике, выдерживают низкие температуры).
Цикл манипуляций по утилизации батареек и аккумуляторов начинается с их ручной сортировки по химическим типам. Кстати, бытовые марганцево-цинковые батарейки, которые бывают щелочные и солевые, различаются не только типом электролита, но и содержанием "ценных" материалов (в солевых практически не содержится компонентов, которые можно пустить на вторичную переработку), ценой (солевые дешевле в среднем на 30 %), и, что немаловажно, долговечностью заряда (солевые хуже "держат" большие токовые нагрузки). По оценке Duracell, ежегодно в Россию импортируется 1 млрд батареек, порядка 35-40 % которых – это солевые батарейки.
После сортировки, происходит дробление и магнитная сепарация железа на производстве. В начале батарейки попадают в промышленный шредер, а затем измельченная металлическая оболочка магнитным сепаратором отделяется от содержимого батарейки – «активной массы», которая и представляет интерес для вторичного рынка сырья.
В батарейках содержатся марганец (25 %), цинк (24 %), железо (18,7 %), графит (8,16 %). Вторую жизнь эти ресурсы обретают в фармацевтике, химическом производстве, черной металлургии и в изготовлении новых элементов питания, к примеру, батарейки «Duracell» на 9 % состоят из вторичного сырья. Причем, продукты, которые получаются после переработки, ничем не отличаются от аналогов, полученных из природных месторождений. К примеру, 90 батареек хватит на изготовление столового набора приборов (нож, вилка, столовая и десертная ложки).
Следующий этап – непосредственно утилизация, когда цветные металлы и их соли поэтапно извлекаются из «активной массы» при помощи химических процессов. К примеру, в этих аппаратах будто варится бульон, а по краям собирается пенка. На самом деле, это электролизёры, с их помощью из получившегося раствора будут извлекать марганец, цинк и отфильтровывать графит.
Из 1 батарейки можно сделать 1 грифель для карандаша. Помимо этого, графит используется в автомобилестроении, ядерных реакторах, ракетостроении и даже для получения синтетических алмазов. Кстати, завод не только добывает эти ресурсы из элементов питания, но и продает – это еще один источник дохода предприятия.
В некоторых помещениях стоит тяжелый химический запах, часто можно увидеть рабочих в защитных масках. К примеру, этот человек направляется проследить за процессом растворения «активной массы». Доступ в помещение возможен только в спецодежде.
Организаторы проекта представили тестовые образцы контейнеров для батареек, обещая, что финальную версию боксов можно будет увидеть в торговых точках. Также, производитель элементов питания, со своей стороны, дополнительно запустит специальный сайт с адресами магазинов, где можно будет сдать батарейки, и развернет масштабную информационную кампанию «Сдай батарейки с Duracell», которая поможет объяснить преимущества переработки батареек перед другими способами утилизации.
Текст: Яна Морозова
Фото: Наталья Марова
Интервью
Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»
Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.