Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Пятёрочка #налету»: первый магазин Х5 без кассиров
23 октября X5 Retail Group представила первый магазин с полностью автоматизированной системой покупок. «Пятёрочка #налету» открылась в Москве на бульваре Веласкеса, 2, в ЖК «Испанские кварталы» (метро «Прокшино»). Почему «налету» и как магазин стал альтернативой холодильнику – подробности в нашем фоторепортаже.
«Пятёрочка #налету» открылась внутри жилого квартала в Новой Москве, который находится за МКАД и довольно далеко от центра столицы. Почему было выбрано именно это место, объяснил Сергей Гончаров, генеральный директор торговой сети «Пятёрочка»: «Здесь много молодых жителей и тех, кто хорошо разбирается в новых технологиях. Мы хотели протестировать ассортимент именно на определенной группе посетителей и выбрали локацию в жилом районе, на проходной улице, рядом с зоной отдыха. Следующую точку такого формата мы планируем запустить в Краснодаре – самом быстрорастущем городе-миллионнике. В целом, до конца года откроем еще 2–3 «Пятёрочки #налету». Тиражирование формата во многом будет зависеть от результатов пилотного проекта. Но наши ожидания достаточно оптимистичны. Изучение рынка недвижимости в стране и покупательского опыта позволяет предположить, что у такого формата достаточно хорошие перспективы. Небольших помещений в хороших локациях достаточно много».
Площадь магазина – чуть более 80 метров. За происходящим в торговом зале наблюдают 32 камеры. Системы видеоаналитики позволяют отслеживать, сколько товара берется с полок, как ведут себя гости. Система самообучается и со временем сможет делать персональные предложения постоянным посетителям.
Чтобы войти в магазин и сделать покупки, необходимо установить мобильное приложение «Пятёрочка #налету» и зарегистрироваться с помощью Х5 ID. Система формирует динамический QR-код, при сканировании которого покупатель может попасть в торговый зал.
Выбрав товары, покупатель может самостоятельно отсканировать их и оплатить при помощи мобильного приложения или воспользоваться кассой самообслуживания. За покупки начисляются баллы программы лояльности сети «Пятёрочка».
Выйти из магазина – проще, чем войти. Для этого нужно снова воспользоваться приложением либо помахать рукой перед тепловым датчиком у выхода – и дверь откроется. В магазине все сделано так, чтобы минимизировать количество контактов и касаний: покупатель может выбрать нужные товары, оплатить их при помощи собственного смартфона и выйти.
Инвестиции в запуск проекта ритейлер не раскрывает. Большинство технологий, реализованных в магазине, являются собственными разработками X5 Retail Group. По словам руководителей сети, это позволило существенно снизить стоимость запуска точки.
«Мы знакомились с опытом роботизированного магазина Amazon Go (США), который использует технологию весовых полок. Это более дорогая и сложная в использовании технология. Мы применили другое решение, которое ближе к китайским аналогам. Более года технология пилотировалась в офисе компании, где ее могли тестировать сотрудники. В мире существует много подобных разработок, большая часть которых не окупается. Наша задача была создать и внедрить доступную технологию, которая была бы эффективна и надежна», – рассказал исполнительный директор «Пятёрочки» Эмиль Багиров.
В ассортименте – 900 наиболее популярных позиций (нет табака и алкоголя, поскольку предполагается самообслуживание). Цены – те же, что и в традиционных магазинах «Пятёрочка». Особое внимание уделяется свежим продуктам, кулинарии, напиткам, снекам, еде навынос. Но есть и необходимые позиции товаров для дома и бытовой химии. Время работы – с 7 до 24 часов – также позволяет сделать покупки ранним утром и поздним вечером, когда другие магазины закрыты.
Магазин устроен по принципу «умного дома»: на основе архитектуры IoT (интернета вещей) действует система специальных датчиков, которые могут контролировать вход, выход, нахождение покупателей в объекте, освещение, обеспечивают физическую безопасность. Ценники в магазине – электронные, благодаря чему информацию о стоимости продуктов можно загружать дистанционно. В приложении доступны специальный чат поддержки и горячая линия.
В ближайшее время в мобильном приложении появится функция, позволяющая отслеживать и регулировать количество покупателей в зале. Пока этим будет заниматься сотрудник магазина, который также выдает гостям средства индивидуальной защиты. Тот же сотрудник занимается выкладкой и консультирует посетителей. Помимо этого, люди будут привлекаться для уборки помещения.
В магазине есть уголок, где можно сварить свежий кофе (от 49 рублей за чашку) и приготовить свежевыжатый апельсиновый сок. Еще одна молодежная фишка – автомат для печати изображений на пенке капучино: фото или картинку для печати можно загрузить в автомат при помощи все того же мобильного приложения. При всей компактности в магазине нашлось место даже для туалета.
«Мы изучали стиль потребления современной молодежи, проектировали магазин и планировали ассортимент таким образом, чтобы соответствовать образу жизни миллениалов и представителей поколения Z, – рассказал Сергей Гончаров. – Имея такой магазин в доме, можно спуститься и быстро приобрести свежие товары. Необходимость забивать холодильник впрок пропадает».
«Пятёрочка #налету» фактически может быть альтернативой холодильнику. В целом магазин рассчитан на широкую аудиторию и придется по вкусу всем, кто умеет пользоваться смартфоном.
Анастасия Агеенкова, Retail.ru
Фото: пресс-служба X5 Retail Group и Retail.ru
Вас также могут заинтересовать статьи:
Игорь Шехтерман, X5 Retail Group: «Мы меняем отношение к нашим поставщикам»
Дмитрий Медведев, «Перекресток»: «От покупателей есть запрос на продуктовый патриотизм»
Видеть глазами X5 Retail Group: возможности аналитического сервиса компании
Smart kitchen X5: «Мы перевернем представление о кулинарии в ритейле»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?