Онлайн-продажи растут быстрее, чем офлайн, и это заставляет ритейлеров экспериментировать с новыми форматами. Nordstrom — сеть универмагов класса «люкс» и один из самых крупных
fashion
-ритейлеров в США — в своих магазинах нового формата Nordstrom Local попробовала отказаться от торговых залов, но при этом не превратиться в пункт доставки товара. В новых магазинах работают стилисты, есть ателье, пункт ремонта одежды и обуви, примерочные, покупатели могут упаковать подарки и даже выпить прохладительные напитки. Как выглядит малоформатный универмаг — смотрите в нашем фоторепортаже.
Nordstrom
- Выручка: 15,86 млрд (+2,5% в 2019 году)
- Чистая прибыль: $564 млн (+29,1% в 2019 году)
- Число торговых точек: 381 универмаг в США и Канаде.
- Магазины: 119 классических люксовых универмагов Nordstrom (средняя площадь — 13 тыс. кв. м); 242 универмага для среднего класса Nordstrom Rack (средняя площадь — 3–5 тыс. кв. м); 4 магазина без ассортимента Nordstrom Local (средняя площадь — 200 кв. м).
- Количество сотрудников: 74 тысячи человек.
Американский ритейлер со скандинавской душой
Название компании, как вы уже могли догадаться, имеет скандинавские корни. Еще в 1901 г. американец Карл Уаллин и швед Джон Нордстрем открывают в Сиэтле мастерскую по ремонту обуви. Позднее она станет известна как сеть универмагов Nordstrom, занимающая сегодня 196 место в рейтинге самых богатых компаний Fortune 500. Семья Нордстрем продолжает управлять бизнесом, который беспрерывно растет и развивается.
История ритейлера началась с сервиса — с обувной мастерской, и сегодня Nordstrom Local представляет собой образец эталонного обслуживания клиентов.
Ассортимент
В универмагах Nordstrom представлены как товары всемирно известных брендов — Yves Saint Laurent, Prada, Louis Vuitton, Gucci, так и собственные торговые марки — Calibrate, Halogen, Zella, 1901 и т. д. (всего 23
СТМ
). В ассортимент сети входят не только одежда, обувь и аксессуары, но также косметика, парфюмерия, мебель и предметы итерьера.
Если классические универмаги сети рассчитаны в основном на клиентов с высоким достатком, то магазины Nordstrom Rack предлагают по промоакциям товары тех же брендов, но из коллекций прошлых сезонов. Кроме того, дисконтный Nordstrom не принимает возврат товаров.
Онлайн-продажи
В последние годы основной рост продаж Nordstrom происходит во многом благодаря развитию онлайн-магазина. За 2018 г. интернет-продажи ритейлера выросли более чем на 20%, а доля продаж онлайн-канала составила 30% от общего товарооборота компании.
В отличие от многие других компаний на рынке ритейлер диверсифицировал свои онлайн-каналы так же, как и физические магазины, — Nordstrom Online и Nordstrom Rack Online.
В России одним из ритейлеров, успешно развивающих омниканальную модель продаж, является DIY-сеть «Петрович». Восьмым каналом покупок компании стал цифровой шоурум, запущенный в столичном ТРЦ «Афимолл Сити». Он разместился на пространстве площадью 25 кв. м и представляет собой виртуальную комнату, отделанную LED-панелями, со стойкой консультанта. О том, что может сделать и купить клиент в цифровом шоуруме, можно почитать в публикации:
«Петрович» запустил цифровой шоурум.
Обслуживание
Каждому новому сотруднику Nordstrom выдается специальное руководство: карточка размером 130 мм на 200 мм, содержащая 75 слов и одно единственное правило — «Во всех случаях руководствуйтесь здравым смыслом».
Конечно, правила поведения работников компании не ограничиваются лишь здравым смыслом. Сотрудники компании всегда должны:
- лично провожать клиента до нужного им товара;
- иметь постоянную мобильную связь со складом, чтобы не задерживать клиентов (особенно актуально, когда покупатель ищет подходящий размер обуви);
- отвечать на телефонные звонки не позднее второго гудка;
- постоянно передвигаться от прилавка к прилавку и не быть привязанными только к одному отделу.
В классических универмагах можно вернуть любой товар в течение 90 дней после покупки (но это нельзя сделать в Nordstrom Rack). В том числе для этой услуги компания и открывает магазины без товаров, речь о которых пойдет ниже.
Сервис превыше всего
Первый Nordstrom Local был открыт в 2017 году в Лос-Анджелесе. Вскоре второй магазин без товаров появился в Санта-Монике, а в начале сентября 2019 г. точка нового формата была запущена в центре Нью-Йорка.
Лучше всего о концепте Nordstrom Local рассказал руководитель компании Джейми Нордстрем: «С помощью Nordstrom Local мы надеемся сделать покупки проще и быть ближе к нашим покупателям, чтобы обеспечить их необходимыми услугами: пунктом выдачи заказов и возврата товаров, примерочной, ателье».
Давайте изучим изнутри нью-йоркский Nordstrom Local, который занимает 185 кв. м.
Внутри магазин кажется довольно просторным, чему способствует грамотная планировка. На входе посетителей встречает пункт выдачи заказов: справа располагаются доставленные из универмага товары, а слева — консультанты. При заказе товара на сайте до 14:00 посылка доставляется в Nordstrom Local в тот же день.
Также рядом со входом находится пункт возврата товаров. В нью-йоркском Local компания запустила необычную акцию: клиенты могут вернуть товары, купленные у других модных ритейлеров в течение 90 дней после приобретения. Так, магазины без товаров принимают для возврата покупки, сделанные у главных конкурентов — Macy’s и Kohl’s.
У стойки консультантов также можно воспользоваться услугой упаковки. Тут же продаются подарочные открытки и карточки.
Продвигаясь вглубь магазина, мы увидим ателье, где мастер поможет вам подшить или отремонтировать одежду и обувь. Примечательно, что в ателье можно отдать товары любого бренда, даже если он не продается в универмагах Nordstrom.
Далее расположены примерочные, где клиенты могут примерить заказанные или отремонтированные вещи.
В задней части Nordstrom Local располагается один из самых востребованных уголков магазина — зона моды, где стилисты предлагают индивидуальные рекомендации для каждого клиента: от небольших советов по стилю до подбора полного гардероба. Клиенты могут записаться на прием к стилисту онлайн, по телефону или договорится лично. В этом же уголке спрятан холодильник с бесплатными напитками.
Нью-Йоркский Nordstrom Local все же немного нарушает принцип магазина без ассортимента — тут можно найти ограниченное число вручную отобранных товаров, доступных для покупки. А рядом висит интерактивный сенсорный экран, на котором клиенты могут изучить полный ассортимент на сайте Nordstrom.
Каждый Nordstrom Local имеет свои особенности. В нью-йоркском клиенты могут покормить бесплатными угощениями своих четвероногих питомцев.
А все неравнодушные покупатели могут оставить личную одежду или обувь в специальном уголке благотворительной организации Housing Works, которая помогает бездомным.
Проект флагмана Nordstrom в Нью-Йорке
К концу 2019 года Nordstrom планирует открыть в центре Нью-Йорка свой флагманский универмаг.
Ритейлер
рассчитывает при помощи классических и новых форматов создать некую экосистему, в которой себя могут чувствовать комфортно покупатели с разными потребностями.
По словам старшего вице-президента Nordstrom по обслуживанию клиентов Ши Дженсен, создание такой экосистемы является одной из основных задач компании в ближайшие годы: «Поскольку ситуация в сфере розничной торговли продолжает изменяться беспрецедентными темпами, единственным неизменным остается то, что клиенты по-прежнему ценят отличный сервис, скорость и удобство покупок».
Сергей Рыбачук, Retail.ru