Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Крепкий алкоголь в «Пятёрочке»: ставка на отечественного производителя
События последних лет изменили правила игры на рынке крепкого алкоголя: порядка 40% привычных брендов ушли из России. Это стало дополнительным стимулом для отечественных производителей, с которыми «Пятёрочка» сейчас активно развивает сотрудничество, в том числе предлагая покупателям эксклюзивные торговые марки. Их доля в общем обороте категории уже достигла 9,2% и продолжает расти.
Фото: «Пятерочка»
Потребители все чаще выбирают отечественный алкоголь
В последние годы интерес к алкогольным напиткам в России растет, как и в целом культура потребления алкоголя. По данным аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, за 2023 год розничные продажи крепкого алкоголя в России выросли на 3,6%. В 2024 году эксперты ожидают рост рынка еще на 5–8%. Стоит отметить, что значительную долю в продажах заняли именно отечественные напитки, так как все чаще покупатели выбирают продукцию отечественного производства.
«Отправной точкой стали 2022 год и перемены на рынке. Тогда предпочтения потребителей начали меняться, они стали более открыты к новым продуктам, – говорит Владимир Габараев, директор департамента контроля качества торговой сети «Пятёрочка». – Причем мы наблюдаем эту тенденцию даже в тех категориях, которые традиционно считались максимально брендозависимыми. Крепкий алкоголь относится к их числу. Люди начали пробовать менее известные марки. И поняли, что они ничем не уступают, а иногда и превосходят прежних конкурентов».
По данным торговой сети «Пятёрочка», крепкий алкоголь, произведенный в России, вызывает все больше доверия у потребителей. Спрос на него за год увеличился на 8%. Растет популярность также эксклюзивных торговых марок, представленных только на полках сети. Их доля в общем обороте категории достигает 9,2%, а такие напитки присутствуют в каждом десятом чеке с крепкой алкогольной продукцией.
Кроме того, меняется структура потребления данных напитков. Более половины продаж по-прежнему составляет водка, но в последнее время покупатели все чаще предпочитают коньяк и виски. В объеме продаж «Пятёрочки» коньяк занимает уже 10,5%, виски – 4,2% в штуках.
Фото: «Пятерочка»
Производство эксклюзивных торговых марок
Важную роль в росте спроса на отечественный алкоголь играет увеличение площадей виноградников и объемов производства. Так, производство коньяка в России в 2023 году выросло на 35% по отношению к 2022 году. А за первую половину 2024 года производство российского крепкого алкоголя в целом увеличилось на 10%, поэтому наращивание сотрудничества с отечественными производителями остается одним из основных фокусов торговых сетей.
«Мы активно работаем над ассортиментом на наших полках и расширяем сотрудничество с крупными и надежными отечественными производителями, которые разрабатывают эксклюзивные позиции для торговой сети, – говорит Владимир Габараев. – Сейчас в магазинах представлено более 600 позиций ЭТМ, из них около четверти – российские».
По словам представителей сети, в таком сотрудничестве главное – найти баланс: продукция должна соответствовать вкусовым ожиданиям покупателей, быть стабильно высокого качества и иметь доступную цену. Потребители очень щепетильно относятся к выбору крепких спиртных напитков и пока только формируют свое мнение о товарах локальных предприятий, внимательно изучая состав на этикетке.
Торговая сеть серьезно подходит к выбору поставщика и строго контролирует все этапы производства и свойства конечной продукции: проверяет входное качество, а также проводит выборочный лабораторный анализ. Коньяки ежемесячно проверяют на фальсификат, чтобы избежать возможной замены виноградных спиртов.
Одним из поставщиков ЭТМ для «Пятёрочки» является агрофирма «Жемчужина Ставрополья», с которой сеть сотрудничает на протяжении пяти лет.
Фото: «Пятерочка»
Фото: «Пятерочка»
По словам представителя завода, в производстве коньячного и винного дистиллята используются классические сорта винограда – в основном Алиготе и Ркацители.
«Когда виноград поступает на предприятие, он попадает на линию переработки, в результате которой появляется виноградное сусло, – комментирует Наталья Шихлярова, руководитель испытательной лаборатории агрофирмы «Жемчужина Ставрополья». – Полученный виноматериал отправляется на брожение, которое проходит на чистой культуре дрожжей под полным контролем испытательной лаборатории. Далее сусло поступает на дображивание в цех хранения. Полученный виноматериал некоторое время хранится на осадке для того, чтобы произошел отстой».
После этого виноматериал партиями снимают с осадка и отправляют в цех выкурки, где и получается молодой коньячный дистиллят – средняя фракция продукта, которая образуется после перегонки сухого виноматериала и отсечения головной и хвостовой фракций. Именно он поступает на выдержку в дубовые бочки, где созревает не менее трех лет. За состоянием бочек следит бондарь.
Фото: «Пятерочка»
Фото: «Пятерочка»
Далее дистиллят дегустируют – так определяется, готов ли он для приготовления коньяка. Если готов, то сырье поступает в цех по производству купажей коньяка. Купаж производят из коньячных дистиллятов с добавлением умягченной исправленной или подготовленной воды, сахарного сиропа и сахарного колера, если нужна корректировка по цвету. Так крепость коньячного дистиллята с 67 градусов снижается до 40. После этого купаж проходит грубую фильтрацию и направляется в холодильную камеру для обработки холодом. На холоде коньяк находится не менее пяти дней при температуре -10–12 градусов. Затем его направляют на холодную фильтрацию, при которой выход продукта должен быть не выше -3 градусов. Далее он проходит контрольную фильтрацию, отдых и направляется в цех для розлива готовой продукции.
Фото: «Пятерочка»
Новые вкусы
Потребление крепкого алкоголя растет как среди мужской, так и среди женской аудитории. У мужчин – за счет образа «брутального» напитка. Дамы выбирают «что покрепче» как основу для коктейлей. Поэтому сейчас производители не стесняются экспериментировать и предлагать привычную продукцию в обновленной интерпретации. Так, например, у отечественных производителей уже появились коньяки со вкусом вишни и абрикоса.
И хотя коньяк считается дижестивом и не требует специального гастрономического сопровождения, в нашей стране традиционно принято дополнять этот напиток шоколадом и лимоном. По данным «Пятёрочки», вместе с коньяком чаще всего приобретают безалкогольные напитки, цитрусовые фрукты и темный плиточный шоколад.
Кроме того, в продажах крепкой алкогольной продукции прослеживается сезонность. Пик продаж обычно приходится на холодное время года: спрос на крепкий алкоголь стабильно растет с сентября по декабрь и начинает снижаться с января. Особенностью можно считать небольшое повышение продаж в июле, которое эксперты связывают с активным дачным сезоном и сезоном отпусков.
Фото: «Пятерочка»
Людмила Клыженко, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?