Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как устроена логистика «ВкусВилла»?
«Вкусвилл» – это более 1300 магазинов и 120 дарксторов в 62 городах России от Мурманска до Сочи и Уфы. Все они обеспечиваются свежей продукцией из трех распределительных центров, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге. Как устроена логистика компании, 75% ассортимента которой – это продукты с коротким сроком годности? Retail.ru выяснил, посетив новый РЦ «Домодедово», запущенный компанией в июне 2022 года.
До 2017 года «ВкусВилл» развивался только в Московской области, и в компании верили, что бизнес-модель нельзя масштабировать в регионы из-за четкой привязки к РЦ, ведь большая часть ассортимента компании – это продукты со сроком годности до 10 суток, свежие продукты каждый день приезжают в магазины, и более 60% товаров продается в день поставки. О том, почему ситуация изменилась, во «ВкусВилл» есть интересная корпоративная история.
Однажды в 2017 году на встрече корпоративного книжного клуба в компании обсуждали книгу Нассима Талеба «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса». Пока обсуждали – поняли, что «ВкусВилл» надо срочно выходить в регионы, такое ограничение в развитии компании ни к чему. Прямо на том же заседании книжного клуба сформировалась команда, которая дала обещание расширить географию (профессиональные цели во «ВкусВилле» называют обещаниями). Сначала региональные магазины открылись в таких близлежащих городах как Тула, Тверь, Владимир, Ярославль. Сегодня магазины «Вкусвилл» работают в 62 российских городах.
В такие города как Краснодар и Екатеринбург транспорт из РЦ едет действительно долго, поэтому какая-то часть продукции – со сроком годности менее 48 часов – туда не доставляется.
В логистической инфраструктуре «ВкусВилла» сегодня три распределительных центра: новый РЦ «Домодедово» площадью 109 тыс. кв. м и РЦ «Вёшки» площадью 108 тыс. кв. м в Московской области, РЦ «Шушары» площадью 57 тыс. кв. м в Санкт-Петербурге. Именно с них осуществляется снабжение всех 1300+ магазинов и 120+ дарксторов компании в столицах и еще 60 городах страны.
РЦ «ВкусВилл» работают 365 дней в году, с одним выходным – с 17 часов 31 декабря до 17 часов 1 января. Во все остальные дни с самого утра начинается приемка свежих продуктов (75% ассортимента сети – это фреш), комплектовка поставок для магазинов, распределение товаров. Каждый день каждый магазин сети начинает с приемки свежих товаров и их расстановки на полки.
У «ВкусВилл» централизованная логистика. В течение дня с 8 утра до 22–23 часов поставщики доставляют свою продукцию на РЦ. В «Домодедово» ежедневно приезжает порядка 600 машин. Скорость оборачиваемости товарных запасов на РЦ «Вкусвилл» – менее 3 дней, на складах остаются только товары длительного срока хранения. Продукция с коротким сроком годности как правило в тот же день отправляется в магазины.
«У нас нет жестких временных интервалов для поставщиков, но есть требование, например, осуществить поставку овощей и фруктов с 8 до 16 часов. Очередей как-то удается избегать. Мы против жестких интервалов, так как их часто не удается выдерживать, планы сдвигаются, и сама суть такого планирования теряется», – говорит руководитель управления складской логистики Алексей Фарафонов.
При поступлении на любой РЦ весь товар проверяется командой технологов, которые контролируют температуру при доставке, внешний вид, органолептические показатели, отсутствие посторонних предметов при транспортировке и прочее. Только после их одобрения продукция передается складу и идет ее распределение. Контроль качества и безопасности продукции каждой партии проводит собственная лицензированная микробиологическая лаборатория «ВкусВилла», открытая в 2020 году на распределительном центре «Вешки».
Специальная программа собственной разработки «ВкусВилл» «Блок заказов» в режиме реального времени получает информацию об остатках в магазинах и в соответствии с этими данными и прогнозами продаж, сформированными на основе многолетней статистики, формирует рекомендации по поставкам в каждый конкретный магазин.
На РЦ для каждого магазина в течение дня собирается поставка. В самые дальние регионы (Ростов, Краснодар, Сочи) машины из РЦ «Домодедово» отправляются в 19–20 часов, в остальные регионы – уходят до 22 часов. С 01 часу ночи до 5 утра отправляется транспорт, доставляющий продукты в московские магазины, потому что свежий товар должен быть доставлен не позднее 8 часов.
Своего автопарка у ритейлера нет, продукты в магазины развозят транспортные компании. В московском регионе в 99% случаев одна машина доставляет продукцию в два магазина. Каждую ночь с РЦ «Домодедово» уходит порядка 550 грузовиков. Если в обычный магазин в среднем доставляется 6–7 паллет продукции, то дарксторы требуют большего объема товара. В них с РЦ осуществляется несколько поставок начиная с 22 часов до 03 утра, чтобы персонал дарксторов мог планомерно принимать и обрабатывать поставки.
Онлайн-продажи и сеть дарксторов «ВкусВилл» стал активно развивать в 2020 году. До этого ритейлер был сфокусирован на развитии офлайн-сети, и хотя несколько раз пытался запустить онлайн-продажи, не считал это направление перспективным. По итогам одного из пилотов основатель Андрей Кривенко даже как-то сказал, что «ВкусВилл» никогда не будет заниматься онлайном.
Но в начале 2020 года сеть предприняла еще одну попытку и запустила специальное мобильное приложение и платную экспресс-доставку. Услуга приносила до 1000 заказов в день, когда началась пандемия и спрос на доставку еды вырос многократно. Вопрос о развитии сервиса отпал сам собой. В конце 2020 года «ВкусВилл» выполнял уже 75 тысяч онлайн-заказов ежедневно, а в апреле 2021 года перешагнул рубеж в 100 тысяч. Сейчас компания ежедневно доставляет более 180 тысяч онлайн-заказов. Доля онлайна в обороте компании превысила 36%. Сегодня ритейлер параллельно развивает два направления – открывает традиционные магазины и дарксторы, которых уже более 120, в них комплектуется более 75% онлайн-заказов.
Дарксторы расширили возможности продаж. Если площадь физических магазинов «ВкусВилл» от 150 до 300 кв. м, то дарксторы занимают 800–2000 кв. м, в них представлен весь ассортимент продукции под собственным брендом – более 7700 SKU, а также дополнительный ассортимент – продукция категории «Супермаркет» (под другими брендами), лекарства, партнерские товары, а также запустился проект «темных кухонь» (дарккитчен), который позволяет доставлять покупателям свежую горячую еду.
Мультитемпературный склад «Домодедово» обладает разными зонами хранения: стандартная зона для долгосрока и штучных товаров, которые не требуют особых условий, зона глубокой заморозки (-24) и зона по обработке овощей и фруктов (+6+8). Есть отдельная камера для бананов с особым температурным режимом и отдельная камера для ягод.
Переезд на новый РЦ «Домодедово» «ВкусВилл» осуществил в один день: 10 июня поставки в магазины отправились со старого РЦ, а утром 11 июня грузы начали принимать и отправлять уже на новом складе.
РЦ «Кавказский», который верой и правдой служил сети 9 лет, стал маловат, да и возможностей у нового современного РЦ «Домодедово», построенного специально под требования «ВкусВилл», значительно больше.
«В старом РЦ высота потолков – 4 м, в новом –12 м, шаг колонн в старом – 6 на 6, в новом – 12 на 24. Это совсем другие возможности. Ширина дебаркадеров у нас теперь увеличилась с 6 м до 20 м. РЦ работает в очень высоком темпе. В старом складе у нас зона заморозки находилась на цокольном этаже, а лифты – это всегда фактор риска. Если мы в логистическом процессе находим возможность что-то ускорить хотя бы на полчаса, то считаем это большим успехом. В «Домодедово» больше места, больше товара можно выставить в зону отгрузки, а значит отгрузка будет осуществляться скорее», – поясняет Алексей Фарафонов.
Еще недавно «ВкусВилл» планировал внедрять на новом РЦ и роботизированные складские системы, но пока ввиду понятных причин эти планы пришлось отложить.
В целом же «ВкусВилл» постоянно совершенствует логистические процессы: в компании автоматизирован процесс взаимодействия с поставщиками логистических услуг, внедрена «умная» маршрутизация грузовой доставки, используется коллаборативное бизнес-планирование с автоматизированным решением – BI «ВкусВилл» («Панель показателей цепи поставок ВкусВилл»). Для построения оптимальных цепочек компания создала «Карту поставщиков», где отмечены производственные и складские объекты поставщиков, места производства и обработки каждой ассортиментной позиции. В соответствии с этими данными «ВкусВилл» эффективно моделирует цепочки поставок товаров – наименьшие по расстоянию/lead time, стоимости и более эффективные по покрытию потребности и сервису.
Анастасия Агеенкова, Retail.ru
Читайте также:
Гиперотскок или корректировка стратегии: ситуация в e-grocery
Торговое оборудование в 2022 году: чем сейчас оснащать магазины и пекарни?
Как развивать собственное производство в новых реалиях?
Отказываемся от скидок «для всех»: что будет с программами лояльности в 2022 году?
«ВкусВилл» автоматизирует складские операции
«Умные» кассы в магазинах «ВкусВилл»
«ВкусВилл»: как управлять розничной сетью с помощью смартфона?

О рынке оптического ритейла, стратегии и развитии сети, онлайн-продажах очков и многом другом.