Декоративное изображение
258

Поделиться

Как построить магазин, который может конкурировать с федеральными сетями

Подмосковная сеть «Афина», состоящая всего из пяти магазинов, провела реновацию в одной из ключевых точек, полностью перестроив работу с основными товарными категориями. Все изменения разработала и реализовала команда ритейл-студии «Арго».

Фото: Retail.ru

Супермаркет «Афина» в Волоколамске располагается в весьма выгодной локации – в торговом центре практически рядом с Новорижским шоссе. Сюда легко добраться и жителям города, и тем, кто проезжает мимо на дачи. У жителей торговая точка в целом была «на слуху»: сеть работает там с 2001 года, к тому же это круглосуточный магазин, что в Подмосковье встречается не столь часто. Однако время идет, меняются тренды, усиливается конкурентное окружение. И если в такой ситуации игрок хочет «выжить» на рынке, то нужно обновляться, чтобы давать потребителям продукцию и сервис должного уровня.

Фото: Retail.ru

Покупательская аудитория и особенности рынка

Работа над проектом началась в 2021 году. Как обычно, эксперты агентства провели исследование локации и рынка, а также изучили потребности аудитории.

«Это то, что мы делаем в первую очередь при работе на любом объекте в любой точке географии, – говорит эксперт по магазиностроению ритейл-студии «Арго» Андрей Иванов. – Но здесь выводы получились довольно интересными. Население города – примерно 27 тысяч человек. Однако в сезон – летом и в периоды новогодних праздников – это количество за счет дачников и отдыхающих вырастает практически вдвое. Наше исследование показало, что здесь для целевой аудитории не были закрыты миссии, связанные с категориями кулинарии, собственного производства и еды на вынос. Это то, что, условно говоря, в Волоколамске, было представлено слабо».

Фото: Retail.ru

Реновация без закрытия

На основе данных исследования был разработан комплексный проект обновленного торгового пространства, включая технологическое проектирование и обновленный дизайн.

«Это сравнительно небольшой объект, – отмечает Андрей Иванов. – Изначально торговый зал был всего порядка 470 кв. метров, и было принято решение расширить торговое пространство. За счет добавления административно-бытовых помещений площадь зала удалось увеличить на 120 кв. метров».

Еще одна сложность состояла в том, что собственник принял решение проводить реновацию без закрытия магазина. Специалисты команды «Арго» «разбили» торговый объект на несколько зон – так, чтобы проведение работ не влияло на основные показатели. К тому же из-за высокого трафика пришлось полностью отказаться от ремонта в летнее время. В итоге поэтапное обновление заняло порядка двух лет.

Пекарня и тандыр

Запах свежей выпечки и возможность для покупателей приобрести горячий хлеб – это must have для любого современного магазина. Однако реализовать полноценную пекарню, учитывая площадь торгового объекта, здесь не было возможности изначально.

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

В «Афине» нашли решение – в помещении, расположенном в пяти минутах от объекта, была реализована пекарня полного цикла. Там выпекают основной объем изделий. В самом магазине – происходит только допекание мелкоштучных позиций.

«Наши технологи также пересматривали ассортимент пекарни и перестраивали рабочие процессы, – говорит Андрей Иванов. – Нужно было обеспечить утренний трафик магазина и трафик в пиковые часы достойным представлением на витрине продукции собственного хлебопекарного производства, причем теми позициями, которые в ходу у покупателей».

Свежее мясо и мясные полуфабрикаты

Это, пожалуй, не менее важная для «Афины» товарная категория – мясную продукцию активно приобретают и местные жители, и те, кто едет на дачу.

Фото: Retail.ru

«Основная проблема при торговле свежим мясом – это маржинальность, – говорит Андрей Иванов. – Чтобы ее увеличить, мы пересмотрели ассортименту матрицу и добавили охлажденные полуфабрикаты, на которых можно зарабатывать. Также мы переработали процессы разделки мяса и обновили выкладку, применив трендовую «тоннельную» историю. Могу сказать, что сейчас категория свежего мяса занимает порядка 12% от общего товарооборота объекта. Это очень высокий показатель, обычно он в подобных форматах гораздо ниже».

Фото: Retail.ru

Фото: Retail.ru

Собственное производство

Зону кулинарии в «Афине» впервые запустили полтора года назад. Здесь появилась гриль-станция, начали делать пиццу и суши, в меню добавили позиции food to go (готовой к употреблению еды), установили рожковую кофемашину. И основной задачей стало организовать эргономичное пространство на ограниченной площади с учетом сильно возросшего предложения продукции собственного производства.

Фото: Retail.ru

«С иностранным оборудованием, конечно, теперь есть свои неудобства, но, тем не менее, заводы в России и в Белоруссии отлично закрывают основные потребности ритейлеров, – говорит Андрей Иванов. – При необходимости мы по-прежнему можем поставить оборудование иностранных производителей. К тому же у «Арго» есть собственное производство. Мы выпускаем как стандартные единицы оборудования, так и индивидуальные изделия, под конкретный проект. Еще одна наша разработка – это кулинарные станции. Их особенность заключается в том, что на ограниченной площади, не более пары квадратных метров, собраны все технологические процессы производства кулинарной продукции. На данный момент в нашем ассортименте есть станции приготовления пластовой пиццы, суши и роллов, кебаб продукции. Блинную станцию в «Афине», кстати, мы планируем установить в ближайшее время. Кстати, еще одной особенностью наших станций является то, что они очень просто встраиваются практически в любую линейку витрин контактной торговли, и имеют большую вариативность по декоративной отделке».

Фото: Retail.ru

В этом году перед новым высоким сезоном технологи «Арго» снова провели аудит категории готовой еды.

«Дело в том, что тренды в готовой еде меняются, – отмечает Андрей Иванов. – Появляются новые продукты, вкусы, новые рецепты. К тому же на объекте за прошедшее время произошла ротация персонала. Так что нашей задачей в этот раз было оценить и при необходимости скорректировать ассортимент готовой продукции, технологические процессы производства, технологические карты, а также обучить новый состав работников цехов и торгового зала».

Фото: Retail.ru

На «донастройку» ушла всего неделя. В сети рассчитывают, что после пересмотра продажи в категории вырастут примерно на 20%. Эти показатели вполне достижимы, даже учитывая традиционный повышенный спрос в праздники.  

Кафе и летняя веранда

Удобная рекреационная зона здесь тоже появилась в процессе реновации. Изначально кафе планировали сделать небольшим, всего на 15 посадочных мест.

Фото: Retail.ru

«Буквально через две недели после запуска нам пришлось срочно перепроектировать посадочную зону, потому что мест покупателям не хватило, – отмечает Андрей Иванов. – Услуга оказалась очень востребованной. Поэтому на 2025 год мы запланировали организацию дополнительной зоны летней посадки кафе примерно на 35–40 посадочных мест».

Дизайн торгового зала

С дизайном торгового объекта «Арго» всегда старается работать, учитывая результаты проведенного исследования, пожелания заказчика, в том числе инвестиции в проект и срок окупаемости. Здесь в качестве основного оставили фирменный зеленый цвет сети, «усилив» им фасад здания.

Фото: Retail.ru

Внутри пришлось доработать административно-бытовые помещения, которые после реновации присоединили к торговому залу. Интерьер постарались сделать максимально неприхотливым с точки зрения обслуживания, использовали недорогие материалы. Основными цветами остались зеленый и черный, которые придают залу свежий и современный вид.

Фото: Retail.ru

Магазин «под ключ»

Исторически помимо поставок оборудования ритейл-студия «Арго» занималась проектированием, дизайном и проведением исследований – это достаточно узкий спектр работ. Однако со временем в рамках проектов все чаще требовалась помощь в постановке технологии собственного производства. В результате штат и компетенции расширяли, а в перечне услуг агентства появлялись новые направления.

«Сейчас у нас есть специальные сотрудники, которые занимаются, например, исключительно кулинарным производством, – говорит Андрей Иванов. – Причем, они могут настроить его в разном масштабе – от фабрики-кухни до небольшого цеха в магазине. Есть специалисты, отвечающие за конкретную категорию – хлеб или мясо. То есть мы не работаем по схеме – поставил, сказал, как готовить, уехал. Мы настраиваем все процессы, убеждаемся, что они эффективны, обучаем персонал. И при необходимости оказываем полный спектр поддержки».

В портфеле «Арго» также есть проекты, реализованные как в партнерстве с крупными сетями, так и с небольшими магазинами. Так, недавно по проекту агентства открылся «пятитысячник» в Астане и фермерский рынок в Зеленоградске Калининградской области.

Посмотрите видеоролик из магазина «Афина»

Людмила Клыженко, Retail.ru

Интервью
Декоративное изображение

Елена Нефедовская, ГК «Командор»: «Дискаунтер должен стать понятным»

О реконцепции дискаунтеров «Хороший», автоматизации в гипермаркетах «Аллея» и работе с поставщиками.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами