В супермаркете EuroSpar Омск световое решение реализовано нестандартно – торговый зал разделен на разные световые зоны. Выбор световой температуры и расположение светильников зависели от специфики товара каждого отдела. Основатель компании NLT Trade, международный эксперт-практик в области светодиодного освещения для ритейла Михаил Гусманов показал, как с помощью света удалось создать яркий, привлекательный магазин и выстроить
путь покупателя
.
Освещение влияет на восприятие магазина, формирует путь покупателя в торговом зале, позволяет выгодно презентовать товары. Розничные продажи напрямую связаны с освещением: грамотно выстроенный свет способен подчеркнуть достоинства продуктов питания, а неудачный – скрыть товар или ввести покупателей в заблуждение. Поэтому проектировщики магазина EuroSpar, расположенного в Омске на улице 4-я Челюскинцев, 64, уделили свету особое внимание.
Фото: NLT Trade
Супермаркет
EuroSpar расположен на первом этаже двухэтажного торгового центра. Площадь торгового зала – 1,4 тыс. кв. м, подсобных помещений – 397 кв. м.
Общая мощность осветительной установки торгового зала (свет общий + свет в холодильном оборудовании + кафе) составляет около 22 кВт, подсобных помещений – 3 кВт.
Выбор света зависел от категории товаров: часть отделов освещены «холодным» светом, часть – «теплым» и дополнены акцентным освещением. «Это один из экспериментов, реализованный в EuroSpar города Омска, – рассказывает Михаил Гусманов. – Мы не стали делать все в общем теплом свете, который безусловно является правильным решением для супермаркетов премиального уровня, а применили комбинированный свет, разбив торговый зал на зоны».
Фото: NLT Trade
На входе в торговый зал покупателя встречает отдел «Овощи & фрукты», где представлен широкий ассортимент плодов и зелени на островных и пристенных стеллажах. Также установлена островная открытая «бонета» со свежими фруктовыми нарезками и заготовками для салата – одна из фишек EuroSpar.
«Зона фруктов освещена с помощью акцентных светильников с теплым светом 3000К, – рассказывает Михаил Гусманов. – Здесь установлены не только обычные трековые светильники, но и модные трек-панели с оптикой, создающей «теплую» зону. Такой свет подчеркивает натуральность продуктов и делает их вид более аппетитным».
Фото: NLT Trade
К отделу «Овощи & фрукты» примыкает отдел «Сухофрукты & орехи». Эта зона уже выделена нейтральным светом. Разница в освещении служит своего рода границей между отделами.
К «холодной» световой зоне магазина также относятся отделы нон-фуда: сезонные товары, бытовая химия, автозапчасти и пр.
Фото: NLT Trade
Зона с выкладкой молочной продукции выполнена в нейтральном световом диапазоне – 4000К. Над холодильными стеллажами установлены трек-панели со светодиодами нейтральной цветовой температуры, внутри стеллажа использованы специальные светильники, которые освещают две верхние полки и создают равномерную засветку пространства внутри холодильной горки.
Фото: NLT Trade
Зона «заморозки» также выделена нейтральным светом 4000К, установлены трек-панели нейтрального спектра с асимметричными линзами, которые светят акцентированно внутрь морозильных камер, что позволяет обеспечить высокий уровень освещенности 1500 люкс и привлечь внимание покупателей.
Отделы «Рыба» и «Мясо», где представлены в том числе полуфабрикаты собственного производства, следуют друг за другом. Проектировщики не стали разделять освещение в отделах по цветовым температурам и выполнили его в едином нейтральном свете – 4000К.
Фото: NLT Trade
Витрина
с рыбой, выложенной на льду, подсвечена акцентированным «холодным» светом – 5000К, уровень освещенности – более 3000 люкс выбран не случайно – важно, чтобы чешуя рыбы могла ярко блестеть.
Фото: NLT Trade
В витрине с мясными полуфабрикатами собственного производства представлена продукция разной цветовой гаммы: из красного и белого мяса, фаршированные перцы и котлеты, шашлык, фарш и купаты. Разный цвет товара обусловил специфику освещения. Чтобы не создавать уникальные решения под каждый продукт, витрины подсветили нейтральным светом, и внутри охлаждаемого объема добились уровня освещенности порядка 3000 люкс.
«Естественный» свет здесь не усилен специальными спектрами – «мясным» или «теплым» светом в 2700К, который мы обычно рекомендуем использовать для широкой выкладки шашлыков в различных видах маринада, – поясняет Михаил Гусманов. – В этом нет необходимости, так как витрины небольшие, достаточно использовать универсальное решение – внутреннее освещение 4000К».
Фото: NLT Trade
В зонах «Собственного производства», где повара готовят блюда прямо при покупателе, и «Выпечка» установлено двухуровневое освещение. Первый уровень – внутренняя подсветка витрины, для которой используется алюминиевый профиль с источниками света на светодиодах с цветовой температурой 2700К. Второй уровень – внешнее освещение в виде акцентных светильников. Цветовая температура и световой поток внутренней и внешней подсветки подобраны таким образом, чтобы не было резкой разницы световых температур и уровней освещенности и не создавался визуальный дискомфорт при восприятии продуктов питания внутри торгового оборудования.
Над торговым оборудованием также используются красные декоративные подвесные светильники, предназначенные не освещать товар, а визуально выделять зону кулинарии и пекарни и создавать уютную атмосферу.
Фото: NLT Trade
За витринами с выпечкой следуют стеллажи отдела «Здоровое питание», освещенные нейтральным спектром 4000К, таким образом для покупателя обозначен переход в другую зону.
Фото: NLT Trade
Холодильная горка с колбасой и мясными деликатесами имеет длину 3,75 м и подсвечена двумя спектрами света. Внутри горки, на первой полке установлены специальные «мясные» светильники. Их спектр дает легкий розоватый оттенок, благодаря чему колбаса выглядит более аппетитной. «Над отделом используется акцентный свет нейтрального спектра, чтобы не усиливать розовый и не делать витрину полностью красной, – рассказывает Михаил Гусманов. – Таким образом, нижняя часть выкладки подсвечена нейтральным светом, а верхняя, где представлена премиальная нарезка, немного отдает алым светом. Такое решение более гармонично, чем использование «мясных» светильников вверху и внизу, при котором цвет продукта сильно искажается и может ввести покупателя в заблуждение».
Фото: NLT Trade
Холодильная витрина для вяленой и копченой рыбы подсвечена изнутри теплыми светильниками цветностью 3000К. «Так как на одной витрине представлена рыба разных категорий и цветов – сушеная и вяленая, горячего и холодного копчения, красная и белая, – для более точного восприятия потребовался универсальный теплый свет 3000К», – поясняет Михаил Гусманов.
Фото: NLT Trade
В зоне алкоголя использованы трек-панели 3000К со специальной линзой WIDE90, обеспечивающей равномерную засветку стеллажей с алкогольными напитками. «Нам понравился эффект от использования этой технологии, – говорит директор по развитию EuroSpar Омск Геннадий Жмакин. – Благородные напитки, такие как коньяк и виски, при теплом акцентированном освещении выглядят очень привлекательно».
Фото: NLT Trade
Мир сладкоежек и кофеманов образован отделами «Чай & кофе» и «Торты». Все стеллажи в этих отделах освещены нейтральным светом. Но сразу за ними покупатель попадает в зону «Кондитерские изделия», которая выделена «теплым» светом. Здесь представлен широкий ассортимент выпечки, печенья, кондитерских изделий, в том числе собственного производства «Сделано вручную по рецепту Spar». В центре отдела установлена мини-кофейня. Ее дизайнеры декорировали ретролампами Эдисона, что дает эффект «уютного корнера на ярмарке».
Фото: NLT Trade
Кафе – еще одна яркая особенность супермаркетов EuroSpar. Пространство кафе кажется обособленным, хотя и находится в торговом зале магазина. Добиться этого получилось во многом благодаря специальному освещению. Внутри по периметру установлены столики с дизайнерскими светильниками над ними. Кафе залито теплым, уютным светом. На стены направлен свет от акцентных светильников, придающий пространству объем. Например, для объема подсвечен логотип Spar Quality на стене.
«Грамотный подход к выбору освещения и надежный подрядчик NLT Trade в лице Михаила Гусманова помогли создать магазин, отвечающий современным мировым стандартам», – резюмирует директор по развитию Геннадий Жмакин.
На фото: (слева направо) Олег Кугаевский, менеджер по развитию Spar International, Ольга Шадрина, собственник сети EuroSpar Омск, Михаил Гусманов, основатель NLT Trade, Дмитрий Шадрин, собственник сети EuroSpar Омск.
Валерия Миронова, Retail.ru