Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Дискаунтеры Сибири: как они устроены и чем отличаются друг от друга
Крупнейшие ритейлеры Восточной Сибири развивают этот формат последние восемь лет. На рынке в этом регионе можно выделить дискаунтеры трех крупных местных игроков – «ХлебСоль», «Хороший» и «Батон». В рамках #ЭкспедицияRetail 2022 мы посетили торговые точки каждой сети, чтобы выяснить, чем эти магазины привлекают покупателей и насколько они отличаются друг от друга.
География продаж
«ХлебСоль»
ГК «Слата» открыла первый дискаунтер «ХлебСоль» в 2014 году. На сегодня работают уже 282 торговые точки в трех регионах – в Иркутской области, Забайкальском крае и Бурятии. Площадь магазина обычно составляет порядка 280 кв. м. В ассортименте около 1300 SKU и 200 SKU – сезонный товар.
«Мы закрываем все базовые потребности покупателя, – говорит Татьяна Петроченко, операционный директор «ХлебСоль».
– В среднем у нас есть один-два ответа на каждую потребность покупателя. Есть те, где ассортимент шире, – например, молочная категория, поскольку она больше востребована. Это то, за чем к нам идут в первую очередь».
«Хороший»
Торговая сеть «Командор» развивает формат дискаунтера «Хороший» с 2014 года. Самый западный магазин бренда мы встретили еще в Кемерове. В этот новый для себя регион присутствия сеть вышла в апреле 2022 года. Всего же «Хороший» сейчас насчитывает 215 торговых точек, которые расположены в Красноярском крае, Хакасии, Тыве, Иркутской и Кемеровской областях. Средняя площадь стандартного магазина – порядка 300–350 кв. м, в ассортименте 2000 SKU.
«Батон»
Еще один игрок рынка Восточной Сибири – дискаунтер «Батон», который развивает ГК «Красный Яр». «Домашний» регион – Красноярский край. Помимо этого, сеть также присутствует на рынках Хакасии и Тувы. Сейчас работают 169 магазинов. Средняя площадь – от 380 кв. м, в ассортименте – порядка 1800 SKU.
Категории-герои и СТМ
«Хороший»
Целевым покупателем здесь считают того, кто ищет хорошую цену и не желает переплачивать за сервис и ассортимент. Матрицу стремятся «подогнать» под эти запросы. Также в «Хорошем» практически нет желтых ценников.
«Мы позиционируем себя так: вам не надо думать и искать «желтый ценник», – говорит Ирина Толерова, директор формата дискаунтер, – совершать покупки у нас выгодно всегда, и это наше главное преимущество. В торговой сети «Командор», которая управляет дискаунтерами, супермаркетами и гипермаркетами, действует общая система лояльности, и мы видим, что покупатели стали больше ходить по разным форматам. Думаем, что это также связано с рациональностью. Покупатель четко разделяет корзину и продукты, которые он берет в разных магазинах. Например, в супермаркетах нашей сети он чаще покупает готовую еду, кондитерские изделия, к нам идет за товарами повседневного спроса».
В дискаунтере также достаточно широко представлена категория ФРОВ. Кроме того, 45 магазинов «Хороший» оборудованы пекарней полного цикла. Что касается товаров СТМ , то сейчас компания «Командор» выпускает товары под марками «Наш лидер», «К» и «Возьму!», часть из которых реализуется в том числе и в формате дискаунтер.
«ХлебСоль»
В этой сети довольно широкая хлебная полка: там представлена продукция не только собственной фабрики-кухни и изделия, которые допекают прямо в магазине, но и местных поставщиков. Хлеб и молоко – это основные товары, которые различаются от региона к региону. В этих категориях сеть старается ставить на полку локальных производителей. Остальной базовый ассортимент во всех регионах присутствия остается идентичным.
Категория ФРОВ отчасти нетипична для дискаунтера: там встречаются довольно редкие позиции. Например, несколько сортов винограда и грейпфруты. Сеть считает работу с этой категорией одним из конкурентных преимуществ.
«Что касается товаров СТМ, то мы развиваем это направление с самого начала создания формата, – говорит Татьяна Петроченко. – В нашем портфеле присутствуют как зонтичные бренды, так и товары под фирменным логотипом сети. Отмеченные нашей «птичкой» – это, как правило, товары «первой цены». Если говорить об объеме СТМ с точки зрения ассортимента, то он составляет уже 19%. По товарообороту эти показатели приближаются к 24%. Причем у нас есть топовые позиции: например, наша водка СТМ вышла в лидеры продаж. И остается там уже довольно длительное время».
«Батон»
Категорию фруктов и овощей здесь также считают одной из основных.
«Фрукты и овощи у нас представлены в развалах, – говорит Алексей Несветаев, коммерческий директор формата дискаунтер. – Это сделано намеренно, чтобы было похоже на рынок. Вообще, мы стараемся больше концентрироваться на фреш-товарах, чтобы покупатели ходили к нам каждый день. Подвозим продукцию ежедневно. Стараемся привлекать внимание покупателей к категории сезонной продукции».
Сеть также самостоятельно выпекает свежий хлеб и мелкоштучные изделия, параллельно в каждом регионе продолжая сотрудничество с местными производителями продукции данной категории. Помимо этого, здесь реализован проект с партнерами «Мясное царство», в рамках которого внутри магазина открываются отделы по продаже мяса, мясных деликатесов и полуфабрикатов. По ассортименту покупателей может сориентировать отдельный сотрудник, однако оплата товара производится на общей кассе.
Также «Батон» выпускает продукцию под СТМ. В перечне популярных товаров – колбасные изделия, молочная продукция и кулинария.
На чем экономят?
«Хороший»
Один из очевидных способов экономии – выкладка, соответствующая дискаунтеру: овощи и фрукты лежат в ящиках. Прочая продукция на полки выставляется в картонных коробках. Чтобы сэкономить время и при этом показать товар покупателю, здесь срезают одну из стенок.
Продукция, требующая соблюдения температурного режима хранения, для удобства персонала и покупателей вынесена в отдельное помещение, переоборудованное под холодную зону.
Кроме того, здесь максимально оптимизируют работу каждого сотрудника. В магазинах в среднем работает по девять человек, по три человека в каждую смену.
«ХлебСоль»
Сеть непрерывно улучшает свои внутренние процессы, что позволяет обеспечивать работу магазина небольшим количеством сотрудников. В каждом магазине в среднем их сейчас насчитывается восемь человек.
«Также мы стараемся в рамках коммерческих контрактов получать цены, позволяющие держать цену на полке в среднем на 10% ниже рыночной, – говорит Татьяна Петроченко. – Если говорить про товары социальной корзины, то в этом случае наша цена от среднерыночной отличается до 25%. Мы много работаем в этом направлении. Например, чтобы обеспечить уровень цены по борщевой группе, мы законтрактовали местного производителя и сделали закладку по данной категории товара. Это позволило нам в период скачкообразного роста цен иметь лучшую цену на полке».
Технологии и сервис
«Батон»
Сеть пилотирует кассы самообслуживания и внедряет проект «электронные ценники».
«Хороший»
В магазинах, расположенных в жилых районах, сеть устанавливает полноценные кофе-точки.
«ХлебСоль»
Еще один не совсем типичный для дискаунтера элемент – движущаяся лента для покупок на кассе. В сети говорят, что пробовали и другие варианты оформления, но покупатели «проголосовали» за этот. Также здесь тестируют кассы самообслуживания, через которые проходит уже порядка 30% чеков.
Посмотрите видеообзоры этих магазинов.
«ХлебСоль»
«Батон»
Людмила Клыженко, Retail.ru
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.