Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
24 557

Поделиться

2016 в ритейле: рост гигантов, банкротства малых и новые законы против «серого» рынка

Уходящий год был непростым для ритейла, государство вплотную взялось за обеление рынка и инициировало появление новых ограничений в торговле – с июля в полную силу заработала система ЕГАИС и стала учитываться продажа алкогольных напитков через кассу, были приняты поправки к закону «О торговле», которые сократили сроки оплаты поставок и уменьшили выплаты, взимаемые ритейлерами с поставщиков до 5% от цены закупки. Был приняты поправки к 54-ФЗ , согласно которым все ритейлеры должны обновить или доработать кассовое оборудование, чтобы данные с каждого чека передавались в ФНС и одновременно электронный чек мог отсылаться на телефон покупателю. В августе этого года стала обязательной маркировка меховых изделий радиочастотными чипами (RFID) на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и все производители и продавцы шуб в срочном порядке должны были промаркировать свои изделия, не обошлось и без арестов товара.

Итоги года

Многое изменилось и у самих ритейлеров – крупные сети подросли и стали еще больше. За год крупнейшие ритейлеры России «Магнит» и Х5 Retail Group открыли каждый около 2 тыс. магазинов, вышли в новые регионы. Ушли с рынка некоторые небольшие сети, например, новосибирская продуктовая сеть «Авоська», детские магазины Nati, DIY-ритейлер «Метрика», сибирская DIY-сеть «Домоцентр», петербургская сеть фермерских продуктов «Гирлянда», владимирская сеть аптек «Владимир-Фармация», несколько сетей, принадлежащих компании «Юграторг» (ХМАО) и другие.

За год произошло много всего интересного – вспомним самые значимые и интересные события, произошедшие в российском ритейле в 2016-м.

Итоги годаНовый год – новые лица: ряд компаний в январе поменяли топ-менеджмент. В «Магните» досрочно сменился гендиректор АО «Тандер», но эту должность был назначен Александр Барсуков, также поменялись менеджеры ряда ключевых позиций. Сергей Галицкий, основатель «Магнита», сказал, что эти перестановки сделают работу сети эффективнее.

В другой крупной российской сети - «Дикси» новым президентом стал Сергей Беляков, пришедший на место Ильи Якубсона, но он проработал на этой должности всего несколько месяцев и уже весной его сменил Педро Мануэль Перейра Да Сильва, до прихода в «Дикси» работавший в португальской компании операционным директором. 

Также свой пост покинул президент «Связного» Майкл Тач, вместо него пришел Евгений Давыдович. Готовились к смене гендиректора и в компании Marks & Spencer.

Появилась информация о том, что «Верный» продает часть своих магазинов. Хотя в компании это отрицают, выяснилось, что несколько магазинов все-таки продано Х5 и переделано под «Пятерочки».

С начала года «Макдональдс» впервые начал продавать франшизу в России.

В феврале финская компания Kesko объявила о продаже своих магазинов Intersport из-за неприбыльности. Магазины были проданы в июле группе инвесторов, чьи имена не раскрываются.

Итоги года

Но больше второй месяц года запомнился сносом незаконных ларьков, киосков и торговых центров в Москве 9 февраля.Несмотря на предупреждения и уведомления, некоторые владельцы до самого конца не верили в возможность демонтажа. После «ночи хрустальных ларьков», как окрестили ее в соцсетях, почти 2 тысячи людей оказались без работы. Однако потерявших работу мэрия пообещала трудоустроить. По словам представителя власти, вакансий в Москве хватит на всех.

В Тульской области произошло вопиющее событие: был похищен владелец сети магазинов Spar, Антон Белобрагин. Как оказалось, похищение было инсценировкой полиции, чтобы поймать заказчиков убийства предпринимателя, которым оказался директор конкурентной сети супермаркетов «Лакмин» Валерий Бокатуев. Последнего в декабре 2016 года признали виновным в организации приготовления к убийству, за устранение конкурента он заплатил 3 млн рублей.

Между тем ритейлеры идут на новые рынки. Многие федеральные компании интересуются открытием точек в Грозном: ранее в Чечне открывали магазины в основном непродуктовые сети, но в феврале 2016 представитель федеральных продуктовых ритейлеров «Лента» открыл первый продуктовый гипермаркет в Чеченской республике.

В марте Forbes опубликовал рейтинг самых дорогих интернет-компаний России. Первым среди ритейлеров стал «Юлмарт», занявший 4-е место в общем рейтинге компаний. Его стоимость составила 1100 млн $. Следующим в списке оказался интернет-магазин автозапчастей – Exist, оцененный в 700 млн $. Затем - Ozon.ru, стоимость которого составила в 680 млн $.

Итоги года

Leroy Merlin объявила, что собирается расширить сеть магазинов в три раза за ближайшие пять лет, об этом сообщил генеральный директор ритейлера в России Венсан Жанти. Также он рассказал о планах выйти на новые рынки, например, на Дальний Восток.

Одним из важнейших событий месяца стало открытие в Москве DIY-супермаркета «Петрович». Ритейлер открыл в столице первый полноформатный магазин строительных материалов и внедрил новую технологию. «Петрович» предложил использовать при покупке планшет. Покупатель, отсканировав код товара планшетом и наполнив виртуальную корзину, оплачивает на кассе и получает покупку на складе или с доставкой. Инвестиции в новый магазин превысили 500 млн рублей. Компания рассчитывает открыть в Москве еще 8 торговых точек, а также активно развивает интернет-торговлю.

Многие из западных компаний считают Россию привлекательным регионом для развития, а экономическую ситуацию – самую подходящую для входа на рынок. В 1 квартале в Россию пришло 13 новых брендов. Выбирая место для открытия, международные компании по-прежнему рассматривают в первую очередь помещения в торговых центрах в качестве площадок для открытия первых магазинов.

Итоги года

В апреле в России начал свою работу онлайн-аутлет Fashion House Group. Для компании это первый подобный проект, об этом сообщил Брендон О'Рейли, управляющий директор Fashion House Group.

«Глобус» объявила об инвестиции 9 млрд рублей в строительство подмосковного ритейл-парка. Для компании это будет самый масштабный проект в мире. Предполагаемые сроки реализации: 2015 – 2020 гг.

«Метро Кэш-энд-Керри» представила магазины в новой концепции «Фасоль Экспресс», располагающиеся на АЗС. Компания планирует ежегодно удваивать количество открываемых магазинов «Фасоль» и сконцентрироваться на разработке планов по развитию проекта в регионах России.

«Центробувь» заваливают исками о признании банкротом. Компания выбрала стратегию агрессивного роста на заемные средства, но кризис нарушил планы.

Итоги года

Финская компания Stockmann приняла  окончательное решение покинуть российский рынок и закрыть десять оставшихся магазинов Lindex. По подсчетам компании, убытки составили порядка 78 млн евро. Исполнительный директор Stockmann собрался уходить в отставку после продажи бизнеса в России.

В мае «Магнит» решила улучшать сервис в своих магазинах и установить около 2000 касс самообслуживания в течение 3 лет в большинстве гипермаркетов сети. 

«Утконос» разрешил покупателям приобретать продукты в кредит. Сервис распространяется на все товары интернет-гипермаркета. 

В июне исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман рассказал о планах по развитию сети: наиболее привлекательными для открытия магазинов регионами он назвал Сибирь ("Пятерочки" там началали открывать уже летом 2016), где за ближайшие два года планируется открыть 150 магазинов, и Юг России. Первые магазины в Новосибирске разместились в помещениях сети «Авоська», которая вынуждена была уйти с рынка. Сеть состояла из 12 точек.

Чтобы наладить поставки в новые регионы Х5 будет строить распределительные центры. «У нас на сегодняшний день открыто 35 распределительных центров, и мы планируем в течение пяти лет открыть еще около 27», - сообщил главный исполнительный директор ритейлера.

«Ашан» открыл первый в Таджикистане гипермаркет по франшизе. Это первый в истории республики магазин подобного формата торговли. Жители этой страны продукты питания покупают по большей части на рынках.

1 июля 2016 года в полной мере заработала система ЕГАИС, с этого момента все розничные продажи алкоголя через кассу в обязательном порядке начали учитываться в этой системе. Ранее в системе регистрировались только взаимоотношения между поставщиками и ритейлерами в рамках получения и передачи товара. В начале июля произошло еще одно событие, которого российский ритейл одновременно ждал и опасался еще с прошлого, 2015, года - президент подписал поправки в закон «О торговле». Согласно новым изменениям, которые Владимир Путин утвердил 4 июля, выплаты, взимаемые ритейлерами с поставщиков, ограничиваются 5% от цены закупки. Также были сокращены сроки оплаты поставки. Ритейлерам до конца 2016 года пришлось переподписывать все договоры. В декабре крупные ритейлеры сообщили, что более 85% договоров уже переделаны.  7 июля, президент подписал еще один закон, который в ближайшие два года окажет сильнейшее влияние на весь рынок. Новые поправки к 54-ФЗ предусматривают переход бизнеса на применение онлайн-ККТ. Согласно новому закону, торговые организации должны будут заменить кассовое оборудование на современные аналоги или модернизировать используемую технику к 1 июля 2018 года, а все данные по чекам в онайн-режиме будут поступать в ФНС. Исключения сделаны для небольшого количества малых предпринимателей вроде продавцов мороженого и газет. Что касается розничных сетей, то «Магнит» сделал реконцепцию своих магазинов и начал открывать точки в новом формате сначала в Краснодаре, а затем и в Москве. Retail.ru  первый опубликовал фоторепортаж из московских магазинов в новой концепции. Основные изменения коснулись цветовой гаммы супермаркетов, кроме того заметно увеличилась зона с товарами frash. Итоги года

В августе новые изменения в законодательстве коснулись продавцов меховых изделий. Стала обязательной маркировка изделий из меха радиочастотными чипами (RFID) на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Участникам рынка было дано 45 рабочих дней (начиная с 12 августа), чтобы промаркировать остатки товара. Таким образом, все остатки должны быть промаркированы не позднее 12 октября. За четыре месяца проекта рынок «обелился» в 13 раз и составил более 3,5 миллиона изделий. В системе зарегистрировались 8300 участников.

«Ашан» запустил в России собственную сеть дрогери LillaPois Beauty. Проект был обкатан в Италии, где было открыто более 50 магазинов. В России первый магазин запущен в московском ТЦ «Тройка» в Сокольниках. Ассортимент - более 7500 наименований товаров. В 2017 году «Ашан Ритейл Россия» собирается запустить около 20 магазинов LillaPois в Москве, вложив около 400 млн рублей.

В сентябре ритейлеров удивила компания «Азбука вкуса». Продуктовая сеть, работающая в премиальном сегменте, запустила проект биометрических платежей, теперь покупатели могут расплачиваться за покупки, просто приложив палец к сканеру.

Одновременно в России заработала система ApplePay, которая позволяет владельцам гаджетов компании Apple оплачивать покупки бесконтактным способом. О готовности принимать такие платежи на то время заявили «Магнит», «Утконос» и «Starbucks». 

Авторитетный в мире бизнеса журнал Forbes опубликовал рейтинг самых крупных частных компаний России. В тройку лидеров попал «Магнит», немного отстал X5, а на шестом месте оказалась оптовая компания «Метрополис».

В сентябре объявили в розыск одного из основных акционеров компании «ЦентрОбувь» Сергея Ломакина. Он подозревается в мошенничестве с кредитными средствами, взятыми у «Газпромбанка» на обеспечение работы торговой сети. Общая задолженность ритейлера перед банком составила порядка 8,6 млрд рублей.

В октябре открылся стадион, строившийся Сергеем Галицким, основателем компании «Магнит» с 2013 года в основном за счет личных средств бизнесмена. «Этот проект, конечно, никогда не окупится. Двадцатью играми в год такие инвестиции невозможно окупить. Я хочу, чтобы не только я, но и дети, внуки гордились этим сооружением. Поэтому задачи войти в какие-то сроки окупаемости не ставилось», - сказал Галицкий на пресс-конференции. Первый матч на новом стадионе провела сборная России со сборной Коста-Рики. 

Спустя два месяца после принятия соглашения о маркировке меховых изделий, Роспотребнадзор провел рейд по торговым центрам Москвы по проверке исполнения закона. В итоге в торговых центрах арестовано нелегальных шуб на 7 млн рублей.

В конце октября пресс-служба финского холдинга Kesko Food Russia сообщила о  договоренности с российским ритейлером «Лента» о продаже 11 магазинов «К-Руока» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Сумма сделки – 11 млрд рублей.

Руководство «Ашан» объявило, что в течение полутора лет супермаркеты «Атак» будут ребрендированы в магазины «Ашан». Такой шаг объясняется стремлением сфокусироваться на более сильной марке. Также «Ашан» намеревается построить в Подмосковье самый крупный распределительный центр в Европе. Ввод объекта усилит позиции ритейлера в Центральном регионе. «Ашан» планирует в 2017 году увеличить инвестиции почти в полтора раза до 30 млрд руб.

Итоги года

Wildberries вытеснила «Юлмарт» с первого места по продажам среди интернет-ритейлеров России. За первое полугодие fashion -ритейлер показал рост выручки на 18,6%.

В ноябре ритейлеры начали тестировать первые онлайн-кассы. Например, в одном из московских магазинов сети «Бристоль» в «боевом» режиме заработала первая касса, поддерживающая новый порядок применения ККТ. Сибирская сеть «Мария-Ра», работающая в продовольственном сегменте также запустила «пилоты» ККТ нового образца сразу в нескольких магазинах. Больше всего касс в новом режиме работает в компании Х5 Retail Group, где к декабрю функционировало уже 350 онлайн-касс. До 01.07.2017 года ритейлер планирует перевести все свои кассы, а их более 45000, на новый порядок. 

Компания «Леруа Мерлен» открыла инновационный распределительный центр – крупнейший объект ритейлера не только в России, но и в Европе. РЦ ориентирован на дальнейшее развитие сети, в том числе и интернет-магазина.

Декабрь оказался богат на новости о сделках по продаже крупных сетей. Финансовая группа «Сафмар» семьи Гуцериевых-Шишханова собирается консолидировать рынок цифровой и бытовой техники. Владея компанией «Техносила», она также приобрела сеть магазинов «Эльдорадо» и объявила о своем желании купить третьего, самого крупного игрока – сеть «М Видео», владеющую на 30 июня 2016 года 382 магазинами в 162 городах РФ. Собственники «М. Видео» договорилось о продаже сети, стоимость сделки превысит 1 млрд долларов.

Свою долю компании решили продать собственники «О’Кей». Владельцам сети Дмитрию Коржеву, Дмитрию Троицкому и Борису Волчеку через связанные с ними юрлица принадлежит 78,97% компании. В последние годы выручка сети не отличалась высокими показателями, несмотря на замену топ-менеджмента. Среди основных претендентов – «Ашан», «Лента» и, по неподтвержденным данным, есть интерес у «Магнита». В декабре один из лидеров российского ритейла ГК «Дикси» купил 12 объектов у ОАО «Седьмой континент». Месяцем раньше, в ноябре один из поставщиков «Седьмого континента» компания «Олимп агро» подала в суд с требованием признать розничную сеть «Седьмой континент» банкротом. За 2016 год к «Седьмому континенту» подано 146 исков на общую сумму 527 млн рублей, как уточняет владелец сети Александр Занадворов, размер претензий составляет порядка 80 млн рублей. Однако, несмотря на снижение выручки, компания остается прибыльной. Так, по данным «СПАРК-Интерфакса» в 2015 году «Седьмой континент» получил почти 360 млн рублей чистой прибыли.

 

Ольга Крыкова, специально для Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами