Декоративное изображение
3 810

Поделиться

Зубков предлагает обязать торговцев добровольно договориться о наценках

Первый вице-премьер Виктор Зубков, в ведении которого находится согласование инициатив по проекту закона о торговле, вызывающему ожесточенные споры в правительственных коридорах, рассказал о своем подходе к регулированию этого вида деятельности. Вице-премьер предлагает не делать размер торговых наценок предметом госрегулирования, но обязать всех участников торговых цепочек договориться о предельных размерах наценок на добровольной основе. Законом же предлагается ограничить порог доминирования ритейлеров на рынках, снизив его с 35% до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге — до 5%.

Заседание правительственной комиссии по повышению устойчивости развития экономики, которое проведет сегодня первый вице-премьер Игорь Шувалов, будет посвящено выявлению причин удорожания продовольствия. В работе комиссии примут участие первый вице-премьер Виктор Зубков, ответственный за АПК, и глава Минздрава Татьяна Голикова. По данным Росстата, стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце февраля составила 2190 руб. в расчете на месяц и с начала года выросла на 3,5%. В феврале прирост цен отмечался на сахар-песок на уровне 8,5%, на 5% выросли цены на различные виды замороженной рыбы, от 5,8% до 18,6% составил рост цен на различные овощи и фрукты.

Накануне заседания комиссии Виктор Зубков более подробно сформулировал предлагаемые принципы госполитики в отношении продовольственного рынка. Прежде всего господин Зубков намерен сохранить принципы таможенно-тарифной политики в отношении продовольственных товаров и по крайней мере "два-три года не снижать пошлины" на импорт продовольствия. "Если мы снизим пошлины, то к нам хлынет поток субсидированных другими странами продуктов, а торговля цены выровняет, торговля цены никогда не снижала",— сказал он.

Также Виктор Зубков согласился отказаться от лоббируемой Минсельхозом нормы законопроекта "О государственном регулировании и развитии торговой деятельности", предусматривающей введение торговых наценок на социально значимые продукты питания. Он считает, что вводить такую норму законодательно "опасно, так как эти товары могут вымываться из ассортимента, а магазину будет невыгодно держать у себя товары с фиксированной надбавкой". Напомним, что этот пункт законопроекта стал основным противоречием между Минпромторгом и Минсельхозом и причиной срыва сроков подготовки законопроекта еще в 2008 году.

В качестве альтернативы регулирования торговых наценок Виктор Зубков предложил ввести институт добровольных соглашений между производителями продовольствия и торговыми учреждениями, "чтобы рентабельность была определена для каждого участника цепочки, выдерживалась и давала возможность развиваться, но не зашкаливали цены". В качестве прецедента вице-премьер указал на уже действующие с конца 2008 года соглашения между производителями минеральных удобрений и агрохозяйствами. Для контроля Виктор Зубков собирается усилить ведомственный мониторинг прежде всего со стороны ФАС.

Еще один элемент госполитики, предложенный господином Зубковым,— расширение действия антимонопольного законодательства в отношении торговых сетей. Для этого порог доминирования должен быть снижен с 35% до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге — до 5%. Эту норму ФАС предлагала вписать в законопроект о торговле еще в прошлом году, но наткнулась на сопротивление Минпромторга. Накануне заседания комиссии Виктор Зубков сообщил, что это предложение он "будет поддерживать".

Пока же проблемы взаимоотношений торговых сетей с поставщиками будут решаться в "ручном режиме". В ведомствах вчера высказывания вице-премьера комментировать отказались. Представителей торговых сетей предложения господина Зубкова не устроили. Председатель совета директоров ГК "Виктория" Николай Власенко сказал, что снижение порога доминирования торговых сетей "приведет к снижению их конкурентоспособности". По его словам, "в большинстве европейских стран порог доминирования равен 35%. Если мы идем своим путем, то должны понимать, что снизится конкурентоспособность отечественных сетей и это позволит занять существенную долю рынка западным". Он считает, что уступок правительства по торговой наценке недостаточно, чтобы это могло устраивать ритейлеров.   Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами