Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
1633

Поделиться

Жители Петербурга по-прежнему предпочитают платить наличкой

В 2007 году доля оплаты товаров и услуг с использованием пластиковых карт в Петербурге заняла лишь 8% от всех операций, проведенных по карточным счетам. Виноват в этом не только менталитет петербургских покупателей, но и нежелание торговых и сервисных предприятий оснащать свои кассы pos-терминалами, утверждают банкиры.

По данным Ассоциации банков Северо-Запада (АБСЗ), за 2007 год жители Петербурга и Ленбласти осуществили оплату товаров и услуг на сумму более 29 млрд руб. с применением карт, что составило около 8% от всех операций по карточным счетам. Более 90% пришлось на снятие наличности в банкоматах — 410,5 млрд руб. В 2006 году оборот по эквайрингу составил 20,2 млрд руб. — 5% от всех операций, а через банкоматы было снято 263,3 млрд руб. В торгово-сервисных предприятиях на 1 января 2008 года было установлено 13 150 терминалов (рост 31%).

В 2007 году на торговый эквайринг пришлось 8% от всех операций с банковскими картами, сказал РБК daily вице-президент АБСЗ Виктор Титов. «Годом ранее доля составляла порядка 5%, но все-таки расчеты растут медленно», — говорит он, отмечая, что основным тормозом является нежелание предприятий оснащать свои кассы терминалами. «На Украи­не уже принят закон, обязывающий торговые предприятия с оборотом выше определенного уровня оборудовать кассовые узлы pos-терминалами. Подобную инициативу высказывал и наш депутат Анатолий Аксаков ранее, но пока никаких шагов в этом направлении не сделано», — говорит г-н Титов. Он считает возможным использовать и украинский опыт.

Зампред банка «Санкт-Петербург» Павел Филимоненок предлагает задуматься о введении законодательных послаблений предприятиям, активно пропагандирующим оплату по картам. «Необходимо давить и на работодателя. В Германии законодательно запрещено выплачивать зарплату наличными», — добавляет начальник управления розничных операций Балтинвестбанка Наталья Поздеева.

Сами банкиры отмечают, что устанавливать терминалы многим невыгодно. «В среднем комиссия по городу составляет 1,9—2,1%, но в ряде случаев достигает 2,8%, что небольшому магазину невыгодно», — делится мнением один из банкиров. Алексей Серяков, глава сети «Пиво и мясо», торговую комиссию 1,9%, которую его сеть платит Сбербанку, считает небольшой и подчеркивает, что затраты на установку терминалов несет банк. Он не видит причин, почему бы и другим ресторанам не устанавливать терминалы. «На объем выручки это не влияет, но у клиента должна быть возможность выбора», — говорит он. Банковские затраты на установку оборудования составляют порядка 600 долл., если речь идет об установке простого терминала с телефоном, и в 1,5—3 тыс. долл., если устанавливается спецтерминал с подключением через Интернет или GSM, говорит Александр Шибанов, начальник управления розничного бизнеса петербургского филиала Банка Москвы.

Другой фактор, сдерживающий развитие эквайринга, — все еще низкая «пластиковая» культура населения. «Люди привыкли к наличным и используют карту два раза в месяц для снятия зарплаты. Многие не знают, как использовать все возможности карты», — замечает начальник управления платежных систем ОАО «Инкасбанк» ВЕФК Андрей Иванов. Изменить ситуацию, по его мнению, можно за счет развития кредитования с предоставлением лимита по карте, информирования и держателей карт и торговых точек силами банков и платежных систем. «Покупателей сегодня отпугивает недостаточная квалификация кассиров и качество связи между терминалом и банком», — добавляет замдиректора дирекции поддержки розничного бизнеса Балтийского банка Дмитрий Соловьев.

Эквайринговые сети продолжат расти, уверены участники рынка, но обозначить темпы роста не берутся. Так, Банк Москвы планирует в этом году установить порядка 40 терминалов, доведя их общее количество до 220, банк «Санкт-Петербург», имеющий 1057 терминалов, хочет поставить еще 200. На 50% планирует увеличить сеть терминалов и Газпром­банк, у которого их 1000. «Полтора-два года назад уговорить наших партнеров установить терминалы было гораздо сложнее, а теперь они сами понимают, насколько это важно», — говорит управляющая петербургским филиалом Газпромбанка Ольга Драгомирецкая.

RBC daily

Интервью

Декоративное изображение

Артем Филипцов, сеть Cozy Home: «Продавцы приходят в розницу за деньгами, а не за развитием, а мы стараемся их мотивировать»

Как выстроить обучение в рознице, создать обучающий контент для продавцов и мотивировать их учиться?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами