Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 004
Поделиться
Жара до голода доведет
Крупнейшие ритейлеры Х5 Retail Group — Metro Cash & Carry, «Ашан» и «Дикси» — начали переговорную кампанию с поставщиками и производителями продуктов по удержанию цен. По словам представителей торговых сетей, в новых договорах поставки стоимость основных товаров продуктовой корзины — хлеба, крупы, молока — выросла более чем в два раза. Производители ссылаются на засуху и прогнозируют дальнейший рост цен.
Из опроса российских торговых сетей выяснилось, что уже на этой неделе цены на основные продукты питания могут резко вырасти — более чем вдвое. Как рассказал руководитель отдела по связям с общественностью Х5 Retail Group Максим Трапезников, компания начала получать первые письма от поставщиков по поводу повышения цен на отдельные товары (крупы, растительное масло, хлеб и молочную продукцию) еще в середине июля. По его словам, в зависимости от группы товаров речь идет о повышении цен в диапазоне от 3% до более чем 100%. Сейчас ритейлер находится в стадии переговоров с поставщиками и производителями. «Цены поднимать очень бы не хотелось», — замечает г-н Трапезников.
Сеть «Дикси» начала получать уведомления о повышении закупочных цен на 5—20% лишь на прошлой неделе, говорит вице-президент компании Федор Рыбасов. Речь идет о крупах, рисе, сухофруктах и молочной продукции. «На этой неделе выяснится, насколько отпускные цены будут скорректированы, если это произойдет», — заявляет г-н Рыбасов, добавляя, что это, видимо, придется сделать.
Поставщики Metro Cash & Carry предлагают повысить цены на 10—30%. «Мы ведем с ними переговоры. Если мы примем эти цены, отпускная стоимость может повыситься, но резких скачков не будет», — уверяет руководитель по корпоративным коммуникациям компании Оксана Токарева. Надо заметить, что своих запасов товаров по «горячим» категориям у компании нет, а переговоры могут идти продолжительное время.
Директор центрального офиса закупок «Ашан Россия» Эмин Рустамов пожаловался, что «многие поставщики необоснованно завысили цены на большинство товаров, которые относятся к социальной группе». Сейчас ритейлер находится в состоянии напряжения — старается максимально сдерживать цены.
Наиболее жесткую позицию занял «Седьмой континент». Получив в начале августа прайс-листы от некоторых контрагентов с повышением цен более чем на 50%, сеть просто отказалась с ними работать. Со 2 августа ритейлер приостановил поставки по завышенной цене гречки, муки и хлеба, позднее отказался поставлять в свои магазины молочную продукцию компаний Danone и «Юнимилк».
«На сегодняшний день мы готовы остаться без этих продуктов, так как предложенные нам цены являются необоснованными», — заявляет пресс-секретарь «Седьмого континента» Влада Баранова. По ее словам, запасов компании по некоторым категориям хватит до начала осени. Самая острая ситуация у «Седьмого континента» наблюдается с хлебом, запастись которым по понятным причинам не удастся.
Производители в свою очередь обещают дальнейшее подорожание продуктов, динамика которого прояснится в конце августа — начале сентября. Сейчас же контрагенты сетей недоумевают: повышение цен не их личное желание. Так, производители хлеба кивают на стремительно дорожающие зерно и муку. Компании уверяют, что вынуждены работать даже себе в убыток, поскольку закупают муку по новым ценам, а хлеб еще продают по старым.
По словам гендиректора УК «Грейн холдинг» Андрея Алексеева, стоимость муки с начала лета к середине августа увеличилась почти вдвое — с 6—7 руб. за 1 кг до 13 руб. за 1 кг. В себестоимости производства хлеба доля муки составляет 30%. «Нам проще вообще не возить хлеб в магазины, которые не соглашаются на повышение цены, чем поставлять по старым — убытки будут меньше», — заявил один из крупнейших производителей хлеба.
Похожая ситуация и с крупами. Гречка в декабре 2009 года в опте стоила 13 руб. за 1 кг, в мае 2010-го — 25 руб., сейчас — уже 40 руб., рассказал директор компании «Разгуляй-маркет» Дмитрий Леонов. По словам гендиректора компании «Инфолинк» Андрея Гурова, дорожают и макароны низкого ценового сегмента: «Мы поднимаем цены на продукцию из мягкой пшеницы в среднем на 25—30%». Региональные макаронные компании, отказываясь перекладывать растущие расходы на потребителя, вовсе останавливают производство в ожидании стабилизации рынка.
Резкий рост цен уже обратил на себя внимание властей и антимонопольного ведомства. Так, в пятницу московское управление
ФАС
заявило о возбуждении дела по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» в отношении трех хлебозаводов: №22, 24 и 28. Согласованные действия производителей привели к росту цен на рынке хлебобулочных изделий в среднем на 20%, выяснило ведомство. Как рассказали региональные производители, управления ФАС сейчас проверяют хлебозаводы по всей России.
В случае резкого скачка цен на социально значимые продукты должен сработать механизм, утвержденный законом «О торговле». Согласно ему власти могут ограничить цены на отдельные категории товаров, если в течение месяца рост цен на них составил 30% и более. В то же время крупнейшие ритейлеры уверили, что ситуация вряд ли дойдет до этой точки.
RBC daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?