Декоративное изображение
3 356

Поделиться

«Зеленые» супермаркеты России

По просьбе Гринпис покупатели составили рейтинг экологичности российских магазинов. Оказалось, что нулевой отметки ни одна сеть супермаркетов не преодолела. Однако, лучше всех проблемы с отходами решает «Магнит». Аутсайдером «зеленых» магазинов стал «Ашан», в котором покупателей принуждают пользоваться целлофаном для упаковки сумок.

Рейтинг «Гринписа» публикуется уже второй раз, но данная статистика приведена на основе информации, присланной уже покупателями со всей России. В рамках проекта «Зеленый супермаркет» сотни россиян отправились в магазины и оценили розничные сети с точки зрения их участия в решении проблем отходов. Среди десятки крупнейших розничных сетей в итоге ни одна не смогла преодолеть нулевую отметку, но вопросом отходов уже начали заниматься в «Магните» и «Дикси».

Критериями отбора стали следующие: навязывает ли сеть бесплатные пластиковые пакеты или приучает покупателей приносить с собой многоразовые сумки, принимает ли тару и упаковку на переработку, предлагает ли возможность приобрести развесные товары в упаковку покупателя. На основе этих данных была составлена первая версия рейтинга экологичности супермаркетов. Вторая версия уже основывается на мнении покупателей от Калининграда до Камчатки. Оказалось, что и в крупных городах и в более мелких населенных пунктах, лидеры рынка ведут себя одинаково.

Как и в первом рейтинге, оценивались крупнейшие по объему продаж российские супер- и гипермаркеты – ведь именно они определяют политику и могут задать тон в поведении для других, более мелких магазинов.

Первое место заняла сеть супермаркетов «Магнит». Однако лидером рейтинга эту сеть можно назвать очень условно, ведь все участники находятся в красной, отрицательной, зоне. Кроме того, «Магнит» несколько ухудшил свои показатели по сравнению с предыдущим рейтингом. Потеря баллов связана с распространением магазинами сети бумажной рекламы, в том числе, по почтовым ящикам близлежащих домов.

Аутсайдер рейтинга прежний – сеть магазинов «Ашан». Основные минусы «Ашана» – упаковка сумок в пленку на входе и отсутствие альтернатив, а также раздача бесплатных пакетов с ручками на кассах – не претерпели никаких изменений с прошлого рейтинга. Однако есть и положительная тенденция: во многих магазинах продавцы перестали вести себя агрессивно по отношению к покупателям, стремящимся сократить количество упаковки. Негативные факторы смягчаются и тем, что на кассах продаются многоразовые сумки. В целом, можно отметить явный прогресс.

Сильно потерял в своих позициях лидер предыдущего рейтинга – «Лента» – превратившись в обычный сетевой магазин без каких-либо особенностей. В итоге ритейлер скатился до 6-го места в рейтинге. Причиной падения в рейтинге стало прекращение эксперимента по приему стеклянной тары и алюминиевых банок в ряде магазинов сети.

На втором месте «Дикси» и -3,2 балла. Хотя на кассах в сети «Дикси» отсутствуют бесплатные пакеты, преодолеть нулевую отметку компания все же не смогла. В первую очередь, из-за использования одноразовой упаковки там, где без неё можно обойтись: отрицательные баллы начислены «Дикси» за упаковку фасованной продукции в тонкие полиэтиленовые пакеты и использование одноразовых поддонов для упаковки мясной продукции, овощей и фруктов. Несколько положительных баллов сеть заработала за наличие в ассортименте напитков в трехлитровых банках многоразового использования, товаров в облегченной экономичной упаковке и товаров в упаковках большого объема.

На третьем месте «Холидей классик», который является типичным российским супермаркетом с бесплатными пакетами на кассах, рекламой и упаковыванием продукции в дополнительные пакеты без просьбы покупателя.

Четвертое место занял «О'Кей». Положительной особенностью магазина является продажа на кассах многоразовых синтетических сумок и разлагающихся в окружающей среде пакетов. Однако, из-за того, что экологические преимущества таких пакетов до сих пор очень спорны, в нашем рейтинге за это присуждается 0 баллов. Сползание же в минус обеспечило большое количество бумажной рекламы и упаковка сумок в пленку в некоторых из обследованных магазинов.

На пятом месте сеть гипермаркетов Х5 Retail Group, которая объединяет «Пятёрочку», «Перекрёсток», «Карусель». «Перекрёсток» и «Пятёрочка» являются типичными российскими супермаркетами с бесплатными пакетами на кассах, рекламой и упаковыванием продукции в дополнительные пакеты без просьбы покупателя.

Основные минусы «Карусели» – упаковка сумок в пленку на входе и отсутствие альтернатив, а также раздача бесплатных пакетов с ручками на кассах. При этом, по мнению респондентов, имеет место агрессивное отношение сотрудников к стремлению покупателей не брать лишнюю упаковку.

На седьмом месте «Седьмой континент». С момента составления прошлого рейтинга позиция сети кардинально не изменилась. «Седьмой континент» получил отрицательные оценки за раздачу бесплатных пакетов на кассах и наличие бесплатной бумажной рекламы. Однако некоторое падение в рейтинге произошло из-за того, что продавцы только трети магазинов соглашаются развешивать товар в тару покупателя, а в ряде магазинов практикуется упаковка сумок в пленку на входе.

На восьмом месте «Виктория». Значительное ухудшение позиции «Виктории» в рейтинге связано с раздачей на кассах бесплатных пакетов с ручками, большого количества бумажной рекламы, раздаваемой на кассах, расположенной на стойках и даже распространяемой по почтовым ящикам ближайших домов.

Девятое место покупатели присудили «Монетке». В сети магазинов «Монетка» также присутствует большое количество рекламы. И именно в этих магазинах отмечена наибольшая доля случаев агрессивного поведения сотрудников по отношению к покупателям, использующим свои ёмкости для развесной продукции и отказывающимся от дополнительных пакетов на кассе.

При этом оказалось, что существуют торговые сети и магазины, в которых все-таки реализуются идеи «зеленого супермаркета». Например, сибирская сеть магазинов принимает у своих покупателей банки от детского питания, которые потом повторно используются. А в Волгограде один из ритейлеров предоставляет возможность сдать макулатуру. В некоторых московских сетевых магазинах установлены баки для раздельного сбора мусора.

Подобные инициативы сетей говорят о том, что сократить количество отходов и обеспечить их сбор у покупателей вполне реально – даже если небольшие торговые сети могут делать это, то у крупных сетей есть значительно больше возможностей для реализации подобных проектов.

Еще в начале месяца Гринпис обратился к крупнейшему по оборотам продаж российскому ритейлеру Х5 Retail Group, а также к самой крупной из европейских торговых сетей, работающих в России, «Ашан» с предложением сделать первые шаги к решению проблемы отходов уже сейчас. Среди мер, которые сети могут предпринять без дополнительных затрат – отказ от дополнительного упаковывания товаров в одноразовые полиэтиленовые пакеты без просьбы покупателя, возможность приобрести многоразовые сумки или коробки для упаковывания покупок, произведенные из вторичного сырья, организация системы скидок и бонусов для покупателей, использующих многоразовую тару для развесных продуктов. Основное требование Гринпис к супермаркетам – обеспечить приём у покупателей раздельно собранной упаковки.

Личные Деньги 

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами