Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Застройщики не учитывают требования ритейлеров
Несмотря на то, что на рынке коммерческой недвижимости сегмент торговых площадей является одним из самых активно развивающихся, ритейлеры не могут арендовать или купить площади в новых объектах.
Проблема, с которой столкнулись торговые сети – несоответствие помещений требованиям ритейлеров. Застройщики при проектировании новых объектов не учитывают даже основные критерии, предъявляемые ритейлерами к торговым площадям, такие как площадь помещения, его планировка, высота потолков, шаг колонн и т.д. Результат – ритейлеры вынуждены приспосабливаться к реалиям рынка, нести дополнительные расходы на перепланировки и переоборудование помещений. Другие, более крупные, пошли по пути самостоятельного строительства объектов для своих магазинов, поскольку предложения, удовлетворяющего требованиям, на рынке просто нет.
«С подходящими торговыми площадями в Екатеринбурге и области беда. Застройщики, в первую очередь, исходят из своих коммерческих интересов и поэтому стараются делать торговые площади маленькими «нарезками», тогда как для размещения продуктового супермаркета нас могут заинтересовать площади от 300 кв.м. Я говорю о чистой площади торгового зала, – отмечает вице-президент торговой сети «Кировский» Лев Ковпак. – Наши требования к характеристикам помещений – шаг колонн не менее 6 метров, высота потолков – не менее 3, 5 метров. С такими помещениями в городе и области огромная проблема. Поэтому мы пошли по другому пути – находим старые объекты, сносим их, и на их месте строим объекты, отвечающие нашим требованиям».
По словам специалиста департамента коммерческой недвижимости Риэлтерской группы «Капитал» Ирины Петровой, самые большие проблемы сегодня при поиске торговых площадей для ритейла – это недостаточные площади помещений и их планировки: «Например, под продуктовый магазин площадь должна составлять минимум 250 кв.м., оптимально – 500 кв.м. Для супермаркета оптимальная площадь – 1000 кв.м. Таких вариантов на рынке практически нет, причем продуктовому ритейлу всегда нужно помещение в один уровень на первом этаже. Должны быть предусмотрены зоны разгрузки товара, нужны дополнительные площади в подвале для оборудования, собственных коммуникаций. Не менее важны требования по предоставляемым мощностям – минимум 75 кВт, поскольку торговое оборудование, в частности холодильное, требует мощностей, – рассказывает Ирина Петрова. – Отдельная проблема – это планировки помещений, острый дефицит прямоугольных планировок, их просто нет. Шаг колонн, высота потолков также не удовлетворяют требованиям ритейлеров. Непонятно, для кого строятся такие помещения. С другой стороны, и у самих застройщиков данные площади пустуют, они не могут найти на них покупателей или арендаторов», – подчеркивает эксперт РГ «Капитал».
Коммерческий директор Уральского филиала Х5 Retail Group Максим Гольдберг подтверждает слова эксперта: «Основные сложности поиска объектов для новых магазинов – это дефицит свободных коммерческих площадей и их планировка. Часто приходится сносить перегородки и полностью перестраивать помещение, чтобы оно приобрело нужную для магазина форму. Кроме того, мы не рассматриваем объекты с площадью торгового зала менее 200 кв. м».
По мнению Ирины Петровой решением сложившейся проблемы может стать более тесное взаимодействие застройщиков и ритейлеров: «Если застройщики будут предусматривать основные требования к площадям еще на этапе проектирования, то и они в результате получат более ликвидные объекты, которые будут востребованы по хорошей цене», – отмечает эксперт.
«Что касается новостроек, то девелоперам стоит искать ритейлера, который займет торговые площади в новом доме, еще на этапе проектирования, чтобы будущий арендатор или владелец торговых площадей смог согласовать проект согласно своим требованиям», – добавляет Максим Гольдберг.
Застройщики существующую проблему признают: «Упрек абсолютно справедлив. Мы действительно проектировали и строили, не обращая внимания на инфраструктуру и не учитывая требования наших коллег, которым предстоит здесь работать. Сейчас мы начали пользоваться услугами девелоперов, которые давно работают на рынке, знают все нюансы, и с их помощью пытаемся еще на этапе проектирования жилых микрорайонов и объектов учесть не только интересы будущих жильцов, но и тех, кто будет им предоставлять различные услуги – это магазины, сервисные предприятия и т.д.», – говорит генеральный директор НП «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев. – Мы поручили эту работу специализированной компании, которая должна предусмотреть все детали при строительстве коммерческих объектов. Мы эту работу начали, о результатах пока говорить рано, но, по крайней мере, мы сегодня проектируем под конкретных потребителей этих площадей. Это и в наших интересах тоже».
По мнению Льва Ковпака, путь, которым пошли некоторые застройщики, правильный: «Я считаю, что если застройщики обратятся к специализированным консалтинговым компаниям, которые помогут им предусмотреть основные моменты при проектировании коммерческих помещений, это будет на руку всем – ритейлеры получат подходящие помещения, застройщики, в свою очередь, смогут повысить ликвидность своих объектов». Кроме того, по мнению эксперта, данный вопрос необходимо прорабатывать и на законодательном уровне, чтобы были регламентированные нормы и стандарты.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?