Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Заморозка продуктовых цен в борьбе с инфляцией бесполезна - предприниматели
Ассоциация менеджеров и ИД "Коммерсантъ" представляют результаты очередного опроса российских бизнесменов в рамках проекта по расчету индекса деловой активности. По итогам октября предпринимателям было предложено подвести предварительные итоги реформы РАО ЕЭС, а также оценить усилия властей по сдерживанию роста цен на продовольственном рынке. Действия правительства были признаны в целом неэффективными, соответствующие же оценки работы команды Анатолия Чубайса примерно поровну разделились на прямо противоположные.
Опрос был проведен в период с 6 по 13 ноября. В опросе приняли участие 90 топ-менеджеров и собственников российских компаний.
Договорные игры
Первой темой, предложенной для обсуждения российскому деловому сообществу, стал продолжившийся в октябре рост цен на продукты питания (прежде всего на хлебобулочные изделия, молочные продукты и подсолнечное масло). Рост потребительских цен начался во второй половине года, по сравнению с 2006 годом они росли почти в два раза быстрее. Инфляция в октябре составила 1,6%, а с начала года -- 9,3%. МЭРТ РФ признает, что в этом году не удастся выполнить план по инфляции (8%) и потребительские цены вырастут на 10%, а может быть, и больше.
Федеральные и региональные власти пытаются регулировать цены на продовольствие. Так, вступило в силу постановление правительства РФ, согласно которому немедленно в три раза снижаются импортные пошлины на молоко, сыр и творог -- с 15 до 5%, рассматривается законопроект о снижении импортных пошлин на растительное масло. В октябре российскими производителями и ритейлерами было подписано соглашение, действующее до 31 января 2008 года, согласно которому розничные цены фиксируются на уровне 15 октября, а торговая наценка в сетях снижается до 10%. Каково же мнение российского делового сообщества по ситуации с ростом потребительских цен и инфляции?
Посредники на рынке продовольствия и торговые сети не преминули воспользоваться ажиотажным спросом на продовольственные товары и заработать на этом дополнительную прибыль: в этом видят основную причину роста цен на продовольствие большинство опрошенных (55,7%), чуть меньше (50,4%) -- в отмене экспортных субсидий на масло и сыр в странах Евросоюза. 40,2% респондентов считают, что виной всему низкий уровень конкуренции на локальных рынках, 38,8% -- что рост цен на продовольствие во всем мире связан с повышением платежеспособного спроса. Также, по мнению участников опроса, "виноваты" увеличение потребления сельхозпродукции для производства биотоплива (27,4%) и выросший спрос на продовольствие, столкнувшийся с низким предложением (21,9%). Варианты ответа "ажиотажный спрос на потребительские товары", спровоцированный компанией в прессе, и "высокий уровень цен на энергоносители" набрали всего 11,1% и 5,4% соответственно.
Попытки власти остановить или хотя бы замедлить рост цен на продукты первой необходимости путем соглашений с производителями и продавцами бизнесмены воспринимают как не особо конструктивный путь решения проблемы. 61,1% опрошенных отметили, что это скорее популистская мера, которая на практике не окажет особого влияния на рынок, 38,6% -- что это экстренная разовая предвыборная мера, которая не будет иметь долгосрочных последствий. Еще 27,7% респондентов уверены, что это также свидетельство неспособности правительства регулировать экономику рыночными методами, 16,2% полагают, что пришло время говорить о готовности властей активно использовать административно-командные методы управления экономикой. 17,3% участников опроса считают, что заморозка цен может быть признана нормальной реакцией правительства на ценовой сговор участников рынка, 12,3% склонны считать это просто абсурдом.
По вопросу снижения импортных пошлин на продовольственные товары предприниматели, принявшие участие в опросе, более оптимистичны. То, что это служит интересам потребителей, считает почти половина от них (44,3%) и лишь 5,2% -- что это скорее декларативная мера, не оказывающая существенного влияния на рынок.
Завершение непройденного
26 октября на внеочередном собрании акционеров РАО ЕЭС было принято решение о завершении реорганизации компании. По итогам реорганизации акционеры получат акции отдельных компаний отрасли, а РАО ЕЭС прекратит свое существование с 1 июля 2008 года. Так что уже вполне можно начать подводить итоги начатой в 2001 году реформы энергохолдинга.
Если говорить об общей идеологии реформы, мнения предпринимателей разделились примерно поровну: 27,7% из них считают, что она изначально пошла неправильным путем, 33,4% -- что правильным. Еще 38,9% затруднились с ответом.
Также большая поляризация мнений наблюдается и при попытках оценить, в какой мере достигнуты поставленные при реформировании энергохолдинга цели. Примерно треть (32,9%) опрошенных указали, что цели скорее достигнуты, пятая часть (21,8%) отметила, что пока не достигнуты. 16,5% бизнесменов полагают, что эти цели до сих пор непонятны, а 12,1% -- что они столько раз менялись в ходе реформы, что об их наличии говорить бессмысленно.
Что касается основных бенефициаров проведенных преобразований, то, по мнению предпринимателей, больше всего от реформы выиграли крупные потребители электроэнергии, сумевшие приобрести в собственность генерирующие мощности,-- этот вариант набрал 50,1% ответов респондентов. Значительно меньше (34,8%) голосов получил вариант ответа "государство", "производители электроэнергии" и "менеджмент РАО ЕЭС" набрали 26,4% и 17,3% голосов соответственно, частные миноритарные акционеры -- 12,6%. Последние же места в этом рейтинге достались потребителям, как предприятиям (10,1%), так и частным лицам (5,3%). То есть тем, в интересах кого, как декларировалось, и проводилась реформа.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?