Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Законопроект о выводе алкогольных оптовиков и дистрибьютеров из-под действия ЕГАИС в ближайшее время будет внесен в Госдуму
В Госдуму в ближайшее время будет внесен разработанный минфином законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Несмотря на непримечательное название, документ (он имеется в распоряжении редакции) - своего рода сенсация. Разработчики предлагают с 1 января 2008 года вывести из-под действия единой государственной автоматизированной информационной системы учета и контроля алкогольной продукции (ЕГАИС) оптовые и дистрибуторские компании. Положительный отзыв в правительстве законопроект уже получил.
Напомним: внедрение ЕГАИС предполагало, что на каждом этапе движения алкогольной продукции - от производителя до розницы - все участники рынка будут заносить информацию о ней в единую базу данных. Появление в торговле неучтенного "теневого" алкоголя (который сплошь и рядом производится на легально работающих заводах) стало бы в таком случае невозможным. Увы, с самого начала дело не заладилось. Из-за многочисленных ведомственных нестыковок, отсутствия законодательной базы, недоработок в техническом обеспечении, не напечатанных вовремя акцизных марок ЕГАИС, что называется, "не пошла".
Прошлый год стал для алкогольной отрасли одним из самых тяжелых. Ее итоговые потери эксперты оценивают в 2,5 миллиарда долларов. В эту сумму включены затраты, связанные с перемаркировкой товара, потери импортеров, убытки ликероводочных заводов от простоя и так далее. Участники рынка были вынуждены платить также за покупку оборудования и программного обеспечения для ЕГАИС, за обслуживание системы.
Возможно, предложения минфина и появились из-за многочисленных практических трудностей, возникших при реализации идеи. Если депутаты согласятся с ведомством Кудрина и важнейшие звенья электронной системы контроля будут из нее исключены, все заинтересованные стороны фактически признают: "алкогольная реформа" себя дискредитировала.
Кстати, предпринятая минфином атака - отнюдь не первая для закона. Депутат Владимир Пекарев 17 мая внес в Госдуму поправки, предлагающие вывести "из-под ЕГАИС" производство непищевой продукции с содержанием этилового спирта не более 40 процентов. Около двух месяцев назад появились предложения "убрать из закона вино".
Приходится признать: главная цель введения ЕГАИС так и не была достигнута - снижения "теневых алкогольных" объемов не произошло. "Ни анализировать, а тем более контролировать продукцию, представленную на прилавках, некому, да и незачем, сетует независимый эксперт алкогольного рынка Виктор Хмельницкий. - Иначе разве была бы в магазинах водка по 40-50 рублей? В России появились три градации продукции: легальная с легальной маркой ЕГАИС (одна цена в опте); нелегальная с нелегальной маркой, но введена в ЕГАИС - цена ниже; самая дешевая - нелегальная с нелегальной маркой, не введенная в ЕГАИС".
- До сих пор не определено, кто, собственно, будет пользоваться результатами учета, - продолжает эксперт. - Потребителя, заинтересованного в этой информации, нет. Данные не нужны ни одному министерству и ведомству (а их более 10), регулирующему алкогольный рынок. Они не знают, что с ними делать.
По словам источника в налоговых органах, фискалы просто не в состоянии справиться с валом поступающей к ним информации по ЕГАИС. Как и с чем сверять отчеты, непонятно. Специалисты предсказывают и многочисленные трудности, неизбежные при внедрении ЕГАИС в рознице.Тем не менее, несмотря на все нестыковки и сбои, выведение из системы ее важнейших звеньев эксперты отнюдь не приветствуют.
- Если оптовиков исключат из ЕГАИС - тут же будут созданы многочисленные подставные дистрибуторы-однодневки, деятельность которых непросто отследить. Закон облегчит увод продукции "в тень", - уверена налоговый эксперт Наталья Трубицина.
- Сейчас у нас есть возможность извлечь лучшее из мирового опыта и добиться наконец результатов в борьбе с контрафактом, - недоумевает генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов. - Главное при этом - доступность системы для всех участников рынка. Идентификаторы товаров - требование времени. WalMart, к примеру, уже полностью перешел на RFID (радиочастотные метки), а это миллионы единиц товаров.
- ЕГАИС, конечно, надо совершенствовать. Понятна позиция бизнеса, его стремление к свободе и саморегулированию. Однако в условиях алкоголизации страны и демографического кризиса оставить рынок без контроля нельзя, - добавляет Виктор Хмельницкий.
- Чтобы эффективно использовать информацию ЕГАИС, чтобы контролировать розницу, надо создать единое ведомство, которое полностью бы несло ответственность за алкогольный рынок. Необходимо и наделение контрольными полномочиями субъектов Федерации.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?