Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Законопроект о торговле называет доминирующими компании с 15% рынка
Законопроект о регулировании торговли, разрабатываемый Минэкономразвития (предварительная версия есть у «Ведомостей»), ужесточает антимонопольное регулирование для сетей. Доминирующей он признает компанию с долей на рынке в 15% (сейчас — 35%), а коллективными монополистами станут три компании, занимающие 20% (сейчас — 50%), или пять фирм с 30% (75%).
Фирмы, доминирующие на рынке, попадают в зону внимания ФАС, санкции применяются при злоупотреблении доминирующим положением, говорит начальник управления ФАС Тимофей Нижегородцев. Барьер могут превысить 5-7 сетей, полагает аналитик «Ренессанс капитала» Наталья Загвоздина.
Изменится и методика определения доминирующего положения. Порог будет определяться на местном (для продовольствия) или региональном (для непродовольственных товаров) розничном рынке, но доминирующими при этом они будут признаваться не на розничном рынке, а на оптовом рынке закупок. По закону о конкуренции компанию можно признать доминирующей либо на рынке продаж, либо на рынке закупок, говорит партнер DLA Piper Игорь Паншенский.
Оптовый и розничный рынки тесно связаны, отмечает Нижегородцев. Если продавец доминирует в муниципальной рознице, то он доминирует на всех товарных рынках в пределах города и может диктовать условия и поставщику, и покупателю.
Географические границы оптовых рынков шире, чем розничных: обычно граница оптового рынка — вся федерация. Так что получается, что фирма, на местном или региональном рынке имеющая долю выше 15%, может быть признана доминирующей на федеральном оптовом рынке, даже если в реальности ее доля там ниже 1%, говорит Паншенский.
Доминирование будет определяться раздельно по продовольственным и непродовольственным товарам. Сейчас доли продавцов вычисляются на конкретных товарных рынках — сыра, соли, мяса, говорит Кирилл Чоракаев из юрфирмы «Частное право». Теперь же компания, доминирующая в торговле, например, мобильными телефонами, может быть признана монополистом по всем непродовольственным товарам, добавляет партнер UST Артур Рохлин. «Мы будем оценивать не отдельные товарные рынки, а долю на рынке услуг по предоставлению товара», — уточняет Нижегородцев.
Если торговая сеть превысит долю в 35%, для слияний и поглощений, участия в земельных аукционах и строительства новых объектов ей потребуются предварительные разрешения ФАС.
Сети не боятся. «Мы предпочитаем развиваться путем органического роста», — говорит директор по работе с инвесторами «Магнита» Олег Гончаров. Часть оборота сети переведут на другие компании, говорит представитель другой сети.
Раздельный учет
Если торговое предприятие не даст ФАС информацию об объемах продаж продовольственных или непродовольственных товаров, то служба будет исходить из общего объема его товарооборота, говорится в законопроекте. Некоторые сети не хотят предоставлять раздельные данные, отмечает начальник управления ФАС Тимофей Нижегородцев.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?