Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Закон о торговле уторгован
Жесткое госрегулирование ритейла в двух шагах от провала
На совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова торговые сети, аграрии, представители Минпромторга, ФАС и регионов согласовали компромисс, на основе которого будет составлен окончательный проект закона «О торговле». Его 13 июля рассмотрит президиум правительства — в проекте не будет прямых и постоянно действующих ограничений цен, ограничений по работе супермаркетов по времени и крупных преференций аграриям. Сети потеряют возможность брать с производителей продовольствия любые бонусы, кроме бонусов за объемы продаж.
Вчера первый вице-премьер Виктор Зубков завершил согласование законопроекта о торговле. По итогам консультаций, завершившихся вчера, он предлагает президиуму правительства рассмотреть документ, скорректированный в компромиссной форме на заседании 13 июля. Возражения по отдельным пунктам предлагается дорабатывать во время чтений закона в Госдуме.
История согласования правительственного варианта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» длится около пяти лет и уже потребовала прямого вмешательства премьер-министра Владимира Путина. В понедельник, 6 июля, Виктор Зубков предупредил, что собирается вынести законопроект на обсуждение президиума правительства 13 июля, согласованный не только внутри правительства, но и с участниками рынка. В ходе вчерашнего совещания вице-премьер подтвердил свое решение. Официально комментировать текст законопроекта в аппарате первого вице-премьера “Ъ” отказались. Но, как сообщили “Ъ” участники совещания у Виктора Зубкова, «был достигнут консенсус» по десяти спорным пунктам законопроекта, сформулированным на совещании у премьера Владимира Путина 26 июля,— общая конструкция определена.
Прежде всего во время консультаций у Виктора Зубкова правительство окончательно отказалось от введения прямого госрегулирования цен. В законопроекте, по данным “Ъ”, договорились упомянуть лишь возможность вмешательства правительства в ценообразование в виде госрегулирования наценки в исключительных случаях, связанных с макроэкономическими форс-мажорными обстоятельствами. Напомним, альтернативным мнением было ограничение торговой наценки (в частности, на этом настаивали группа «Черкизово», Российский птицеводческий союз, ряд регионов) в размере 25% от цены реализации «первому оптовому покупателю». Эта позиция осталась «особым мнением» производителей.
Вчера было определено, что отношения между торговыми сетями и производителями-поставщиками товаров будут регулироваться договорами о поставках и услугах. Ранее предлагавшиеся «соглашения добросовестной практики» в законопроекте также будут отражены, но пункт о них не будет носить обязательный характер. Определились стороны и со сроками возврата денег торговыми сетями производителям-поставщикам продовольственных товаров. Президиуму правительства предлагается утвердить следующую формулу. Для продуктов питания сроком годности до 10 дней, в том числе и для замороженного мяса, срок возврата денег предлагается установить в 10 банковских дней с момента приемки товара. Для продуктов питания сроком годности до 30 дней — 30 дней. Для остальных продуктов питания, кроме алкоголя и табака,— 45 дней. Для алкоголя и табака предлагается установить порог в 75 дней.
В законопроекте предлагается предусмотреть и возможность продажи в розничной торговле продовольственных товаров по ценам ниже закупочных. Однако такая продажа разрешается, только если до окончания срока реализации товара осталось менее 20% от общего срока годности товара — и для товара под собственными брендами сетей. Вчера же было окончательно решено отказаться законодательно закрепить практику «платы за вход в сеть». Из законопроекта решено исключить все упоминания оплаты услуг, листинга, кроме премий торговым сетям за объем реализованной продукции, так называемой объемной скидки. Напомним, это самый серьезный из существующих механизмов выбора поставщика сетями.
Решен и вопрос о том, где и как возможно размещение магазинов. От практики ограничения работы торговых сетей во времени решено полностью отказаться, как и от предоставления права регионам ограничивать развитие торговых сетей в регионах — это право останется только у федерального правительства (то есть у Минпромторга, который этого делать не намерен) и у судебной власти. Впрочем, ФАС все-таки получит право определять по согласованной 7 июля схеме порог доминирования сетей по принципу, отличному от тех, которые действуют в остальных отраслях. Наконец, еще один пункт консенсуса — дополнить законопроект нормой, обязующей торговую сеть резервировать не менее 20% «полочного пространства» для продуктов питания, произведенных на территории региона, в котором находится магазин. Уменьшение квоты возможно только по согласованию с региональными властями, и это явная уступка последним.
Самым масштабным вопросом, который не мог быть решен у первого вице-премьера, стал налоговый. Во время консультаций у Виктора Зубкова решено, что торговые сети и производители-поставщики совместно обратятся в правительство с предложением рассмотреть вопрос об отнесении поставщиками премий «за объем» на себестоимость и об отнесении убытков торговых сетей при реализации продукции также на себестоимость.
Законопроект к 13 июля, таким образом, будет значительно мягче активно лоббировавшегося законопроекта депутатов «Единой России», вводящего жесткое госрегулирование торговли (см. “Ъ” от 9 июня). Впрочем, эта победа сети не радует. Исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский сообщил “Ъ”, что торговые сети не совсем удовлетворены достигнутыми договоренностями. При этом он подчеркнул, что консенсус достигнут на переговорах ритейлеров и агропроизводителей, а какие из согласованных пунктов войдут в текст законопроекта, будет решать правительство. По словам гендиректора Х5 Льва Хасиса, сети настаивают на том, чтобы ужесточение антимонопольного регулирования, если оно будет, было симметричным, то есть если будут ужесточены требования к сетям, то аналогичные требования должны применяться и к поставщикам продукции в сети. В свою очередь, на более жестких ограничениях настаивают только независимые сети.
Отметим, кроме нормы, отдающей 20% продовольственных полок супермаркетов местным аграриям, пролоббированной регионами, новая версия не выглядит победой сельхозпроизводителей над сетями. Сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков, комментируя консенсус, заявил вчера “Ъ”, что, по его мнению, в переговорах производители не добились существенных и постоянных преимуществ в балансе взаимоотношений с сетями. Победы аграриев он оценивает во многом как их поражение: так, ограничение отсрочек по платежам, по его мнению, сокращает возможность конкурировать отсрочками. Опасность договоренностей он видит, скорее, в будущем получении ФАС возможности вмешиваться в работу торговли. По его словам, ценообразование в ритейле много сложнее, чем в сырьевых секторах, где ФАС привыкла работать и имеет практику.
Петр Нетреба, Дмитрий Бутрин, Александр Гудков, Кристина Бусько, КОммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?