Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Закон о торговле примут, но работать он все равно не будет
Перспективы и последствия принятия нового закона о госрегулировании в сфере розничной торговли обсудили в рамках дискуссии 27 октября эксперты: директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, председатель комитета ТПП РФ по потребительскому рынку Александр Борисов, управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Юрий Кобаладзе, председатель совета директоров Центра политического консультирования "Никколо М" Игорь Минтусов и другие.
По словам Евгения Минченко, сегодня вокруг законопроекта (его второе чтение в Госдуме запланировано на 11 ноября) сложилась странная, даже парадоксальная ситуация. В то время, как первое чтение закона уже прошло, главные инициаторы его наиболее одиозных статей предлагают меры, обратные тем, что предлагались ранее. Например, ФАС, которая добивалась введения 16-й статьи (предполагающей ограничение для развития в рамках муниципального образования для торговых сетей, достигших 25% локального рынка) высказывается в том духе, что принятие закона следовало бы отложить до 2014 года. В свою очередь, МЭРТ говорит о нелогичности закона. А ряд депутатов, ранее критиковавших ритейл как таковой, начинают признавать, что не все торговые сети одинаково вредны... "Этот феномен заслуживает отдельного обсуждения", - отметил Минченко.
Очевидно, что разработчики закона и его лоббисты стали понимать, что действие закона в его нынешнем виде ударит и по ним. "Машина работает, хотя многие уже засомневались в том, что это нужно. Четкой позиции нет ни у одной из сторон", - констатировал Минченко.
Как отметил Александр Борисов, борьбу за свои интересы представителям ритейла следовало начинать еще 4 года назад, так как уже тогда министр сельского хозяйства Гордеев высказывался за ограничение торговых сетей в пользу сельхозпроизводителя. "За последние годы в сельское хозяйство были закачаны огромные средства, бесследно растворившиеся на просторах нашей Родины. Положение в отрасли кардинально не изменилось. И вот его представители решили действовать через Минсельхоз, прикрываясь борьбой за интересы малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве, - считает Борисов. - Ситуация вокруг закона - это серьезная борьба за рынки, за свои интересы".
Ситуация абсурдна, констатировал он. Закон очевидно плох, но нет сомнений, что он будет принят в нынешней редакции, а через полгода просто перестанет работать, как сотни подобных законов в России. Те, кому он особенно невыгоден, так или иначе научатся его научатся обходить, уверен эксперт.
В свою очередь, Игорь Минтусов обратил внимание на то, что ряд сетей закона бьет не только по торговле, но и по другим отраслям. Например, очевидно, к чему приведет действие 16-й статьи, накладывающей ограничения на развитие торговых сетей: если они не смогут строить новые магазины, то ряда крупных заказов автоматически лишится строительная отрасль региона, что приведет к сокращению рабочих мест, прочим негативным последствиям для экономики.
Участники дискуссии не без удивления отмечали, что исполнительная власть в обсуждении вопроса о торговых сетях показывает себя с более либеральной стороны, чем законодательная. В частности, Евгений Минченко сослался на слова премьер-министра Владимира Путина, отметившего, что во время своих поездок по регионам он замечает, что чем более развиты в регионе торговые сети, тем лучше там экономическое положение в целом. "Возможно, теперь понадобится еще одно вмешательство премьера, чтобы расставить все точки над i", - считает эксперт.
Также участники дискуссии обсудили сам институт лоббизма в России. По мнению участников, именно профессионалы в этой области и могут наиболее выиграть от принятия закона, в той или иной редакции: во всяком случае, долгий процесс обсуждения закона принес им немалый профессиональный опыт.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?