Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Закон о торговле отразится на материальном благополучии россиян
Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон о торговле. По версии разработчиков, он направлен на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей, а также содержит довольно жесткие нормы антимонопольного регулирования. Противники документа говорят, что принятие закона станет ударом по материальному благосостоянию простых граждан.
В новом законе о торговле, утвержденном нижней палатой парламента, вводится ряд норм, ранее вызвавших резкую критику со стороны ритейлеров и экономистов. Так, ритейлерам запрещено открывать новые магазины в субъектах федерации, Москве и Санкт-Петербурге, городских округах и муниципальных районах, если доля этих компаний в розничном обороте продовольственных товаров превышает 25%.Также торговым сетям запрещается брать бонусы с поставщиков, кроме бонусов за объем (до 10%). Для ритейлеров также устанавливаются жесткие сроки оплаты поставленных продовольственных товаров в зависимости от сроков хранения - 10, 30 и 45 дней соответственно, сообщает РИА Новости. Документ обязывает ритейлеров раскрывать информацию об условиях отбора поставщика продовольственных товаров в Интернете. В законе уточняется понятие торговой сети - это совокупность двух и более объектов, находящихся под общим управлением или общим коммерческим названием. Закон дает право российскому правительству устанавливать государственное регулирование цен и наценок на отдельные товары.
Рамочный законопроект о торговле создавался и переписывался более пяти лет. Апогея эта история достигла в июне, когда Владимир Путин в июне посетил московский "Перекресток". Госдума дважды переносила принятие во втором, основном чтении законопроекта. Со многими положениями спорного документа, предложенного правительством, была несогласна администрация президента. Многие эксперты считают, что документ направлен на поддержку поставщиков продукции. "Для поставщиков отменены бонусы для вхождения в торговые сети. Это означает, что торговые точки будут ориентироваться на товар известных брендов. Кроме того, сетям не разрешено развиваться внутри территориального образования. Однако никто не запрещает им идти в другие регионы", - заявил порталу "Актуальные комментарии" Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы. Согласен с этим мнением и исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. В интервью "Финам ФМ" он рассказал, что принятие этого законопроекта негативно отразится в первую очередь на потребителях. "Можно сказать, что выиграет от принятия этого закона узкая группа крупных поставщиков, как отечественных, так и импортных. Цель, которая декларируется, на самом деле не совсем соответствует тому, что написано. Законопроект увеличивает прибыль отдельных крупных поставщиков-производителей и увеличивает издержки для торговых сетей. Что касается потребителя, то вряд ли принятие закона пройдет бесследно, риски есть: ухудшение качества продукции, сокращение ассортимента и, возможно, повышение цен, потому что слишком мощное структурное изменение происходит во взаимоотношениях торговых сетей и поставщиков", - заключил специалист. Не согласен с этим мнением заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов, пишет "Время новостей". "Торговля в нынешнем виде не пострадает. Пострадает только поставщик, который строил планы расширения производства под развитие своего партнера-продавца. Пострадают и инвесторы, которые хотят войти в эту сферу деятельности. Антимонопольная норма ограничивает прежде всего девелоперов, строителей. Инвестиционных стимулов для строительства новых торговых площадей у них не будет". Совсем радикального мнения придерживаются эксперты Центра стратегических разработок, пишет "Forbes". Аналитики полагают, что речь в законе идет не столько о торговле, сколько, о конкуренции в России. Документ предполагает усиление регулирования рынка со стороны государства и ведет к установлению протекционистских мер, особенно в регионах, для неэффективных производителей продукции. Таким образом, новый закон о торговле неминуемо приведет к консервации экономической отсталости. Партия власти уверена в обратном. "Закон призван стимулировать реальную конкуренцию в торговле, в том числе за счет дополнительных антимонопольных мер, за счет развития не только крупных торговых сетей, но и малого и среднего бизнеса. В результате мы хотим добиться более справедливого перераспределения прибыли в цепочке производитель – переработчик – продавец и более адекватной конечной цены на потребительские товары, прежде всего – продовольствие", - заявил Борис Грызлов, председатель Госдумы. Эксперты признают, что принятый вариант закона является компромиссным. "Практически все ограничения, установленные законом о торговле, имеют обходные пути. И вряд ли создадут существенные препятствия для торговцев или производителей. При этом появятся новые издержки, например, у сетей, которые лягут на плечи потребителей через повышение цен, - говорит Алексей Юртаев, руководитель группы проектов Центра стратегических разработок. - Любое регулирование бизнеса по определению является вмешательством в рыночные отношения. Вопрос лишь в том, насколько ограничения учитывают интересы всех игроков рынка. При этом следует помнить, что для построения рыночной экономики, следует не вручном режиме управлять участниками, а создавать стимулы для добросовестного поведения. Хороший пример: ограничение на расширение розничными сетями своего участия в регионах. Совсем не понятно, почему при доле продаж выше 25% ритэйлер ведет себя как монополист. Даже занимая 50% рынка, продавец совсем не обязательно злоупотребляет своим положением. Любое вмешательство в рынок чиновников - дополнительные возможности для коррупции. Тем более, если действия чиновников четко не регламентируются. Свобода маневра бюрокарта - главный фактор коррупциогенности". Для вступления закона в силу теперь его должен одобрить Совет Федерации и подписать президент. Заработает закон, в этом случае, 1 февраля 2010 года. finam.infoИнтервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?